Общение детей младшего школьного возраста

общение с детьми младшего школьного возраста В статье «Воспитание хозяина в ребёнке» говорилось об организации общения детей дошкольного возраста в игре, общении детей  между собой и об  умении принимать гостей. Сегодня хотелось бы поговорить об особенностях общения детей младшего школьного возраста и контроле родителей за гостями, друзьями первоклассников.

Общение детей в младшем школьном возрасте

Разница между школьным и дошкольным возрастом в том, что детям школьного возраста следует предоставлять возможность приглашать друзей в гости без разрешения родителей. Такие визиты менее хлопотные, а дети приучаются быть более самостоятельными и лучше управляют своим поведением. От них уже можно и нужно добиваться соблюдения порядка и тишины. Однако, ограничения не должны быть завышенными.

В младшем школьном возрасте навыки общения детей приобретаются, как и у дошкольников, через движения, игры, совместную деятельность. Кроме того, развитие навыков общения детей  происходит через  их совместную деятельность, как с взрослыми, так и со сверстниками и с детьми постарше. Если за окном идет дождь или снег, то лучше разрешать детям собираться у кого-нибудь дома. Ребята охотно ходят в гости туда, где их встречают приветливо и доброжелательно, поощряют встречи с друзьями, не ведут нравоучительных бесед. К сожалению, нередко встречаются семьи, в которых категорически не разрешается ребёнку приглашать в гости друзей. Например, Маруся (9 лет) каждый раз, когда хочет побыть у себя дома с подругой Надей, спрашивает у мамы: можно или нельзя пригласить Надю домой. Даже, когда мама на работе, она звонит ей и спрашивает разрешения. Постепенно у Нади пропало желание не только ходить к Марусе домой, но и продолжать с ней дружеские отношения. Следует заметить, что Маруся частый гость в семье Нади.

Другая ситуация: родители Гены поощряют  его общение с детьми, всегда приветливы с его сверстниками и друзьями, а его старший брат Федя мешает разговору Гены с ребятами: нарочито громко включает телевизор или разговаривает по телефону,роль общения в развитии детей может громко читать книгу вслух и т.п. В таком случае родителям на конфликтного мальчика следует обратить внимание и, по возможности, организовывать общение детей так, чтобы Федя мог участвовать в играх друзей Гены или отвлекать Федю на его любимые самостоятельные занятия.

Общение  детей со сверстниками в игре

Не любят дети, когда взрослые следят за их беседой, постоянно дают советы, замечают недостатки в поведении. Лучше всего предоставить им возможность показать свою самостоятельность в общении, которая у них высоко ценится. Кроме того, необходимо считаться с тем, что у ребят есть свои тайны и секреты, а так же им хочется остаться одним, чтобы играть раскованно, свободно. Общение детей в процессе игровой деятельности практически  не бывает без конфликтов, которые требуют вмешательства взрослых. Например, друзья Коли поспорили в игре и не могли прийти к единому решению. Мама, видя, что назревает ссора, предложила ребятам попить чай,  а затем попросила их отдохнуть и обдумать каждому все свои предложения. В качестве отдыха она вместе с ними поиграла в  «Лего». Конфликт был исчерпан, все остались довольны. Эта та ситуация, когда взрослым можно вмешаться в разговор детей и поучаствовать вместе с ними в играх. Таким способом мы, взрослые, развиваем навыки общения детей, учим детей общению со сверстниками в игровой деятельности.

Организация общения детей со сверстниками

Чрезмерно жесткий контроль и надзор может лишить ваших детей умения пользоваться свободой, то есть они будут нарушать ваши запреты, когда их никто не видит. Где гарантия того, что дети не совершат непоправимое? Просто надо усвоить и понять простую истину: ребёнок в ситуации повышенного контроля не сумеет делать выбор между плохим и хорошим, правильным и неправильным. Он никогда этому не научится, если родители будут принимать за него решения, а он будет просто исполнителем.

общение детей в игреЕстественно, предоставляя подобную свободу, родители, в какой-то мере, рискуют, но риск этот сопутствует процессу воспитания. Достаточно вспомнить себя в детстве и подумать: а ваши родители разве не волновались и  не рисковали. Пример: мама Васи каждый день готовила что-нибудь «про запас», как она говорила, и мальчик мог пригласить друзей, угостить их, поиграть и прочее. Понимая роль общения ребёнка со сверстниками, Васе разрешалось  играть с друзьями дома с одним условием, к приходу родителей с работы в доме должен быть порядок. В результате родители Васи сумели вырастить доброго, заботливого, гостеприимного и трудолюбивого сына.

Роль общения в развитии личности ребёнка

К большому нелёгкому пути родители начинают готовить малыша с момента рождения. На всём жизненном пути каждого из нас встречается много препятствий, различных ситуаций, положительного и отрицательного опыта.

Роль общения в развитии детей трудно переоценить, так как именно в общении малыши приобретают  умение считаться с мнением коллектива, действовать согласно правилам и нормам поведения. Общение детей со сверстниками развивает внимание, волевое поведение, а так же нравственные качества личности: честность, открытость, трудолюбие и многое другое. Именно от семейного воспитания в детстве, от умения родителей воспитать в ребёнке самостоятельность, правильно сделать выбор, зависит его будущая судьба  и счастье.

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ