Объяснение значения смысла слова дошкольникам

Известно, что расширение словаря дошкольников идёт параллельно с ознакомлением с окружающим миром, трудом взрослых, в процессе разучивания новых игр и игровых упражнений и т.д. Слово – основная лексическая единица, которая выражает понятие. В каждом слове можно выделить его значение или заключённый в нём смысл.

задачи расширения словаря детей

Задачи расширения словаря детей

Ребёнка интересуют новые слова точно так же, как и значение предметов, называемых этими словами. В активный словарь детей входят общеупотребительные слова, характеризующие быт, занятия людей, окружающие предметы и происходящие явления, т.е. слова, которые постоянно употребляются взрослыми и характерные для местности, где семья проживает.

Задачи расширения словаря детей дошкольного возраста:

  • Обогащение словаря детей дошкольного возраста. Расширение словаря детей  идёт за счёт систематического ознакомление дошкольников с новыми словами: существительными, прилагательными, глаголами, причастиями и деепричастиями, числительными, которые усваиваются детьми труднее всего.  Знакомство детей с новым словом происходит при рассказывании и чтении сказок, былин, через которые дети знакомятся с  фольклорными словами типа: «пригожий», детушки, травушка-муравушка, матушка, родимые и т.п. Необходимо, чтобы дети старшего дошкольного возраста знали и понимали устойчивые выражения, своеобразные словосочетания (на седьмом небе; горе луковое; вот тебе и раз; капля в море и прочее).

расширения словаря детей

  • Закреплять и уточнять смысла слова для детей дошкольного возраста. Требуют закрепления  сложные в звуковом произношении слова типа экскаватор, велосипед, а так же хорошо им знакомые, но труднопроизносимые – котлета (коклета), компот (конпот), варежка (варюжка) и т.п. Такие слова, как «праздник» требуют уточнения: что такое праздник, его значение, кто празднует и т.д.
  • Активизация словаря детей – побуждать детей употреблять в свой речи более точные слова, характеризующие тот или иной предмет. Например, дети старшей группы летом ходили на экскурсию в парк, на поляне увидели ромашки, бросились их рвать. Воспитатель остановила их и рассказала о цветке и почему его нельзя рвать. А затем предложила детям рассказать о ромашке. Вот наиболее яркие ответы детей (4 г.6 м.) – Слава: «У ромашки белые лепестки, а серединка жёлтая», Лена: «Цветы нельзя рвать, на будущий год они не вырастут» (Почему не вырастут ромашки, девочка без наводящих вопросов не смогла сказать), Макар: «У ромашки серединка, как солнышко» (остальное описание то же давал с помощью вопросов воспитателя). Вот таким незамысловатым способом можно решить задачу — закрепление словаря и уточнение смысла слов, а так же первичные понятия охраны природы.

смысл слова для дошкольников

Объяснение значения смысла слова детям

Чтобы помочь детям понять смыл нового слова, запомнить его и употреблять в речи, необходимо дать его правильное называние (образец произношения). Делается это очень просто: папа показывает сыну колесо и чётко по слогам произносит правильно слово, затем даёт разъяснение, зачем нужно колесо. Они вместе рассматривают колёса у мотоцикла, тележки, вдруг мальчик радостно кричит, что у его велосипеда то же есть колесо. Далее только уточнили, что при помощи колеса данные предметы легко передвигать и отличительные признаки колеса. В данном случае называние предмета сопровождалось  толкование и показом. В дошкольных учреждениях широко используют такой приём знакомства с новым словом, как включение слова в предложение.  Малышам предлагается посмотреть на картинку и перечислить все предметы, которые на ней изображены, предлагается  показать нужный предмет и произнести его название. Точно таким же способом можно предложить найти предмет, обозначенный нужным словом среди предметов в комнате, игрушек, посуды и прочее.

знакомство дошкольников с новым словом

Для всех возрастов применяется приём повторения слова, особенно трудных для понимания слов и трудных в произношении. Слова с трудным произношением лучше на первых порах произносить вместе с детьми, следя, чтобы каждый звук был произнесён правильно и четко. Можно привлечь внимание детей к нужному слову, выделяя его ударением, интонацией, сменой силы голоса и ли словесным указанием: «послушайте это слово ещё раз» или «давайте вместе повторим слово …». Для активизации словаря хорош такой приём, как вопрос: «справа или слева стоит матрёшка?»; «Ребята, почему автомобиль называют грузовым?» и т.п.

Словесные игры как средство обогащения и расширения словаря дошкольника

Уместны дидактические игры  типа: «Что это?» — называть словами предметы, на которые вы хотите обратить внимание вашего малыша. «Что делает? (можно делать)?» — рассказать о действиях указанных предметов. «В каком состоянии находится?» — дети должны называть словом состояние, в котором находится предмет, можно давать задание малышу: «положи петушка», «посади петушка на жёрдочку» и т.п.

объяснение смысла слова детям

Старшим детям даются более сложные задания. Например: выделить слово из произнесённого взрослым предложения; составить предложение с данным словом. Расширение словаря детей дошкольного возраста происходит и за счёт употребления в речи таких слов, как вперёд-назад, спереди — сзади, справа — слева, направо — налево и т.п. Детям от шести до  семи лет предлагается составление новых слов из двух знакомых им слов. Например слова: яркий и красный (ярко-красный);  длинные ноги (длинноногий); возить и бензин (бензовоз); молоко и возить (молоковоз). Для  старших дошкольников уместно применять дидактические игры, направленные на активизацию словаря  «Кто больше назовёт предметов, имеющихся в комнате» — эта игра ещё и концентрирует внимание детей. Когда нам отец давал такое задание, мы называли все предметы, которые были в комнате. Он заставлял нас внимательно смотреть и называть ещё. Мы не справились первый раз с его заданием, тогда он нам сам сказал: фотографии на стене, радио, которое висело на стене, электрические розетки и т.д.  Хорошие игры «Кто больше назовёт предметов круглой квадратной, прямоугольной формы»,  «Выдели части в целом», игры на классификацию предметов, загадывание загадок, сравнение предметов зрительно, по памяти и т.д.

Таким образом, расширение словаря дошкольника усложняется от простого называния предметов до использования в речи числительных, наречий, обобщающих слов и прочее. Развитие словаря и объяснение смысла слова детям происходит во всех видах детской деятельности, расширяя круг их представлений  об окружающем.

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ

No announcement available or all announcement expired.