Сегодня хотелось бы поговорить, как ребенок воспринимает окружающий мир.
Окружающий мир ребенка
При правильном режиме воспринимает уже с трёх месяцев. В этот период он бодрствует в пределах 1 часа 20 минут. В период бодрствования желательно, чтобы взрослые уделяли ему специальное внимание для развития его восприятия предметов, движений самого ребенка и взрослого. А для этого следует определить место, где вы будете с ним общаться. Обычно это кроватка детская, которая используется как манеж. Можно выкладывать его на диван, при этом следует помнить, что голова младенца должна быть расположена к окну, чтобы ничего не мешало ему рассматривать игрушки или предметы, расположенные около дивана. Далее действия могут происходить на ковре, улице и т.п.
Окружающий мир глазами детей
В период раннего детства воспринимается в виде рассматривания предложенных предметов, которые взрослый обязательно должен сопровождать показом в действии и словами. С одним предметом и игрушкой рекомендуется знакомить дитя 3-4 дня, затем повторное рассматривание этого же предмета через 4-5 дней. Итак, несколько раз.
В кроватке подвешиваем игрушки так, чтобы они находились в поле зрения ребенка, т.е. на уровне груди и на высоте 60-70 сантиметров. Очень часто можно наблюдать подвешенные игрушки на детских колясках. Если ребенок лежит, то они ему только мешают, если сидит, то, конечно, он может с ними производить какие-то действия, но это не эффективный прием, он скорее отвлекает ребенка от более интересного. Ведь в коляске ребенок бывает на прогулке, и подвешенные игрушки отвлекают его от восприятия окружающего по ходу движения.
Окружение ребенка до двух лет дома
Наверное, все наблюдали такую картину: малыши бросают игрушки на пол. Взрослые должны понимать, что им просто нравится процесс бросания. Они ещё не умеют действовать с предметами. Необходимо ваше умение и терпение, чтобы им объяснить и показать способы действия, желание и умения играть с предлагаемыми предметами. Кстати, бросание — это один из первых способов действия малыша с предметом. На этом этапе хороши игровые действия типа «Достань мяч» (другие игрушки), располагая его чуть дальше вытянутой руки ребенка. Малыш выбирает действие. Далее «Найди мяч в коробке», где среди 5-6 игрушек есть и мяч и т. п.
Окружающий мир для детей до года
Это тайна, познать которую помогут игры-путешествия: взрослый кладет мяч на полку так, чтобы его было хорошо видно ребенку и говорит малышу:»Пойдем, найдем наш мяч». Это первая цель. По пути поиска мяча знакомьте малыша с предметами, которые встречаются:»смотри это стул, это шкаф, у него есть полки. Давай посмотрим. Вот и мяч». Вторая цель, которую вы должны преследовать — побуждать детей к проговариванию слов. Знакомясь с предметами и проговаривая их название, ребенок воспринимает окружающую его обстановку и учится быть внимательным и наблюдательным.
Окружающий мир для детей
Не только восприятие предметов в целом, но и умение сравнивать большие и маленькие предметы, обращайте внимание на их форму и цвет. У детей к двум годам должны быть сформировано понятие и восприятие предметов по форме, а так же понятие цвета без проговаривания. Они уже могут собирать пирамидки, матрешки, подбирая их по величине и цвету, строить башенку, заборчик, предметы мебели, используя кирпичики и кубики разной величины и цвета.
Знакомство ребенка с окружающим миром
Происходит ежедневно и независимо от того, занимаются с ним родители и другие члены семьи или нет. Просто в результате небольших и специальных занятий, на которых знакомим детей с окружающим миром, мы обращаем детское внимание на доступные и понятные восприятию ребенка вещи и предметы. Значит, ребенок осваивает окружающий мир более качественно. Он становится для него интереснее.
Как ознакамливают детей с окружающим миром
Многие родители справедливо замечают, что их малыши реагируют на рекламу. Да, это так, они реагируют на музыку, используемую в рекламе. И это то же способ ознакомления с окружающим миром.
При этом у них развивается слуховое восприятие.
Пример: в 60-70 годы прошлого века детей отдавали в ясли с 2-6 месяцев. Там с ними проводили специальные занятия по слушанию музыки. Взрослые все любили любоваться малышами на этих занятиях, так как они забавно, по-разному реагировали: на веселую музыку: махали руками, улыбались, крутили головой и т.п., а на грустной музыке практически все замирали на некоторое время, и уголки губ опускались вниз, взгляд у многих детей был вопросительный, у некоторых потухший, улыбка сходила со всех лиц. Головой некоторые крутили, но это происходило скорее всего от непонимания происходящего.
Очень важно то обстоятельство, что в формировании знаний об окружающем мире у детей способствуют игровые упражнения:
- «Достань игрушку» — взрослый выкладывает игрушку так, чтобы малыш мог её достать, применив имеющиеся у него навыки.
- «Принеси и положи игрушку» — так же, как и в первом случае использовать знания малыша.
- Найди куклу (другую знакомую игрушку) среди группы игрушек.
- Игры-задания то же интересны для детей в этом возрасте. Взрослый предлагает найти по описанию знакомую ребенку игрушку среди других на полке, в коробке и т.д.
- Разные варианты игры «Чудесный мешочек» (коробочка).
- До двух лет уместны игры-путешествия: сначала хорошо путешествовать по знакомой комнате, ознакамливая малышей детально с предметами. Далее осуществляется переход в другие комнаты, где вещи мало знакомые или незнакомые, затем во двор и т.д.
Дети, с которыми родители проводят кратковременные игры-занятия, спокойно, не просясь на руки, играют самостоятельно (конечно, если у них есть под рукой игрушки, которыми он может манипулировать).
Следует помнить, что все игровые упражнения и игры можно проводить только при условии, когда ребенок спокоен, но не очень устал. Лучше всего это время после кормления: сводили малыша в туалет, умыли и приступили к игре. По времени все действия не должны превышать 5-7 минут. Обязательно все свои действия сопровождайте словами, этим вы с самого раннего детства приучаете ребенка соотносить зрительное восприятие предмета со словесным.