Организация дидактических игр дома

Наблюдения за самостоятельными играми детей дают возможность взрослым выявить их знания, уровень их умственного  развития, особенности поведения. Это подскажет родителям, какие игры полезны ребёнку, в чём он силён, в чём отстаёт.  

значение дидактических игр
значение дидактических игр в жизни ребенка

Задачи дидактических игр дома

Если говорить о задачах дидактических игр, то они полностью зависят от предметно-игровой деятельности детей. Например, вы предлагаете своему малышу разобрать и собрать пирамидку, матрёшку, различные втулки, предметы в коробочке, значит, вы решаете важные задачи воспитания: умение сосредоточиться, спокойно, не отвлекаясь, выполнять задание в течение нескольких минут, развиваете у ребёнка так же способность подражать взрослому. Кроме того, дети усваивают такие понятия, как величина, цвет, учатся способам действия с отдельными предметами (открывать, закрывать, нанизывать большие и маленькие кольца и т.п.). При этом взрослый ориентирует ребёнка на получении результата – собрать правильно пирамидку, открыть коробочку и сложить в неё нужные предметы, не забыв закрыть коробочку и поставить на место, и прочее.

Предлагая своему ребёнку любую дидактическую игру, любой материал для неё, важно поддерживать у него интерес и увлечённость игрой. Для этого взрослому необходимо стать участником игры, следить за её правилами, помочь  малышу выбрать правильное решение в игре, делать замечания, если это необходимо, и выдвигать свои требования.

значение дидактических игр для детей
значение дидактических игр в трудовом воспитании дошкольников

Требования и замечания взрослого всегда должны быть мотивированы, тактичны с объяснениями правил игры и умением их выполнять. Именно с выполнения правил в игре устанавливается строгая дисциплина. Постепенно дети сами будут заинтересованы в выполнении правил. Следует помнить, что в игре неуместны требования, не связанные с её игровой задачей и правилами. Например, часто в детских садах применяют   игру в слова, правилами  игры предусматривается единственное требование – отвечать быстро, одним словом, если ошибся, отвечает другой ребёнок. Не следует от детей требовать полного ответа и, чтобы они поднимали руку.

Валентина с сыном Олегом часто играли в данную игру, меняя правила. Так, сегодня они называют слова на тему транспорт, затем предлагается темы «овощи», «фрукты и ягоды» и т.п. Далее женщина усложнила задание – называть слова на тему «фрукты, ягоды, овощи» так, чтобы последующее слово начиналось на последнюю букву предыдущего слова,  и строго следила за соблюдением данного правила.

В игре «Что изменилось?» сначала было условие – Олег должен был замечать изменения в своей комнате (Валентина переставляла местами цветы, добавляла на полку с игрушками новую игрушку, изменения на рабочем столе и т.д.), затем  задания усложнялись и проводились с игрушками, картинками и прочее. Через такие игры у детей развивается наблюдательность, повышается умственная активность. Длительность дидактических игр не превышает 10-15 минут даже для детей старшего дошкольного возраста.

Организация дидактических игр дома с детьми

В руководстве дидактическими играми детей необходимо считаться с их возрастными особенностями. Так, взрослый практически всегда должен играть с детьми младшего дошкольного возраста, объяснять им правила игры, наглядно показать, как необходимо действовать с игрушкой, узнавать предмет на ощупь, описывать действия, изображённые на картинке и т.п.  Организация дидактических игр с детьми дошкольного возраста, практически всегда требует от них понимания задачи, которую необходимо достичь в игре, усвоить правила игры, умения действовать самостоятельно. Многие игры предполагают напарника.

значение дидактических игр в развитии ребенка
значение дидактических игр для развития речи дошкольников

Если нет сверстника рядом, то напарником, конечно же, должен быть взрослый, но перед ребёнком ставится ещё одно условие, они играют на равных. Безусловно, в данном случае  взрослому придётся проявить терпение, тактичность и внимание, чтобы так же, как и ребёнку соблюдать правила игры, помочь ему выиграть, на первых порах.  Во многих дидактических играх присутствует элемент соревнования: кто-то выигрывает, кто-то проигрывает.  На начальном этапе таких игр присутствие взрослого обязательно, так как у многих детей появляется азарт. Не следует этого допускать. Необходимо у ребёнка вызывать желание добросовестно выполнить задание и ни в коем случае не надсмехаться над проигравшим сверстником, не допускать бахвальства выигравших детей.  Если в подобных играх участвует взрослый, то желательно, чтобы выигрыш чередовался между ребёнком и взрослым. Будет лучше, если после игры взрослые будут  анализировать действия детей, чтобы понять их правильность в случае выигрыша и уточнить промахи проигравшего. Проигравшему  ребёнку необходимо обязательно дать возможность исправить свою оплошность.  У  Александры росли мальчики-близнецы, Серёжа почти всегда проигрывал Коле в играх соревновательного характера,   но он лучше и быстрее мог отгадать загадки. Женщина этим пользовалась. Как только Серёжа проиграет, она тут же предлагает мальчикам отгадывание загадок. Таким способом Александра сглаживала проигрыши мальчика в игре. Проигравшему ребёнку нужно внушить веру в свои силы. Надо научить детей радоваться успехам других, приучать справедливо, исходя из правил игры, разрешать все возникающие споры, которых практически невозможно избежать.

значение дидактических игр в развитии детей дошкольного возраста
дидактическое значение игр в воспитании детей

Значение дидактических игр в развитии детей

Значение дидактических игр в жизни ребёнка — они  помогут родителям в обучении, например, ваш ребёнок плохо усвоил цвета, проведите с ним дома простое игровое упражнение – найти среди карандашей и фломастеров карандаш (фломастер) синего цвета. Далее предложите ему найти в комнате предметы, которые имеют похожий цвет.  По такому же принципу закрепляются знания детей формы, ориентировке в пространстве.  Простое дидактическое задание типа: «на верхней полке слева стоит ваза, принеси мне её» заставит ребёнка усвоить понятия «верхняя полка», «слева» (слева – в ту сторону, где левая рука).

значение дидактических игр в дошкольном возрате
значение дидактической игры в жизни дошкольника

Особенно хорошо организовывать игры во дворе, где дети могут использовать в своей игре различные пенёчки, деревянные ящики (небольшого размера), чурочки, дощечки, скамейки и пр. С большим удовольствием дети сооружают из прутьев, веток и другого подручного материала гнёзда для птиц, шалаши, в которых летом играют, превращая  их,  то в школу, то в фабрику, то в магазин игрушек и пр.  Все подручные материалы развивают детское воображение, фантазию, творчество, помогают преодолеть робость, застенчивость.

Игры, содержанием которых является ознакомление детей с предметами, знакомят их с окружающим миром: «Путешествие в страну вещей», «Что игрушки (др. предметы) расскажут о себе?», «Узнай предмет по звуку» и т.п..

Знакомство с трудом взрослых  — «Кто растит хлеб для людей?», «Вкусная игра», «Путешествие в страну часов», «Кто  помогает сохранить красоту цветов?» и пр..

значение дидактических игр в развитии дошкольников
организация дидактических игр дома с дошкольниками

На взаимоотношения людей – «Волшебные слова», «Какой букет вы бы хотели подарить маме, бабушке и пр.», «Встреча с добрыми людьми», «Позовём сказку», «Путешествия по маршруту добрых дел» и т.п.

Дидактическое значение игр в воспитании детей

Вопрос: «Каково значение дидактических игр для детей?» должны задавать себе родители, воспитывающие детей. Ответ на него не так уж и сложен: дидактические игры помогают  в воспитании нравственного поведения детей: соблюдение правил игры, спокойное отношение к проигрышу, уважительное – к выигравшему партнёру, воспитывается выдержка, самостоятельность, наблюдательность, активность детей. Игры такого рода помогут взрослым поднять настроение детей утром. Например, дочка не хочет вставать с постели, а мама торопится, ей надо на работу. Женщина предлагает дочурке помочь найти в комнате затерявшуюся  заколку для волос (девочке нравилась мамина заколка), девочка тут же пришла маме на помощь. Пока «искали» заколку перечислили, что они сегодня наденут в детский сад. Настроение у девочки поднялось, они быстро собрались и довольные друг другом пошли на работу. 

 Взрослые должны понимать простую истину – если ребёнок мало играет, он становится вялым, капризным, раздражительным и может серьёзно отставать в развитии, как в умственном, так и в физическом.   

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ