Ориентировка в пространстве

ориентирование детей в пространстве Ориентировка в пространстве занимает значительное место в области развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.  В понятие пространства входит оценка формы, размера, расстояние, местоположение предметов относительно друг друга, а так же относительно к ориентирующемуся.

Поэтому гармоничное развитие ребенка невозможно без развития и умения ориентироваться в пространстве.

Развитие пространства у детей

Для ребенка-дошкольника основной путь развития ориентировок связан с накоплением личного чувственного опыта, связанного с его имеющимися сенсорными способностями, а так же с активностью малыша и умение перерабатывать увиденное, прочувствованное. А это означает, что необходимо создать для ребят условия для наблюдений, игр, занятий различными видами деятельности, в которых опыт накапливается.

Однажды Димин папа вечером в субботу сказал сыну, что они завтра идут в поход. Утром мальчик разбудил отца и сказал, что к походу всё готово: соль, спички, теплые свитера и т.п. Но отец заметил, что они пойдут в необычный поход и будут делать важные открытия, а какие он сыну расскажет по дороге. На улице они рассмотрели внимательно свой дом, и папа спросил: «Сколько сторон дома ты видишь?»   «Одну»,- ответил Дима. Тога папа с Димой отошли так, чтобы видно было 2 стороны дома, а затем – три стороны. Но сколько они не старались ходить, все четыре стороны не могли увидеть. Мальчик понял простую для взрослых истину, что дом можно рассматривать с разных сторон, и он будет смотреться по-разному и что четыре стороны с одной точки стояния увидеть невозможно.  Пройдя прямо по улице  несколько минут, они обернулись, и для Димы было новое открытие – их дом стал маленьким. Таким образом, мальчик усврил, что с дальнего расстояния предметы кажутся намного меньше, чем они есть на самом деле. Когда они сели в трамвай и прошли к кабине  вожатого, то увидели, как навстречу ехали машины, чем ближе они подъезжали, тем больше становились. То же самое происходило и с домами, пешеходами. Стало ясно, что чем ближе к тебе предметы находятся, тем больше по размерам мы их видим. Когда папа с сыном перешли в конец трамвая, то увидели обратную картину – чем дальше трамвай ехал, тем меньше по размерам становились дома, машины, люди. Таким же способом они наблюдали за телеграфными столбами. Дима сделал настоящее открытие, что уменьшаются или увеличиваются  не только предметы, но и расстояние между ними. А если предмет находится очень далеко, то он превращается в точку.

Такие реально увиденные понятия: «далеко – близко; высоко – низко;  выше, ниже, от, до» помогут детям в дальнейшем  ориентироваться на листе бумаги в клеточку.

Ориентировка в пространстве игры

Давайте рассмотрим вопрос: какие задачи стоят перед детьми, поступающими в первый класс школы?

К поступлению в школу семилетний ребенок должен хорошо ориентироваться в окружающем его пространстве: «верх-низ; спереди — сзади; справа — слева, между, рядом, около, в середине» и прочее.

Этому способствуют игры и упражнения:

  • «Перебежки»;
  • «Удочка»;
  • «Подбрось-поймай»;
  • «Найди и принеси»;
  • «Хитрая лиса» и т.п..

В них даются детям ориентировки бега, ходьбы, бросания.

Безусловно, ребята должны уметь ориентироваться на листе бумаги, тетради, альбома. Уметь располагать в них изображаемые предметы, отражать свои действия в речи. Хорошо помогают такому виду ориентировки занятия аппликацией, рисованием, ручным трудом.

Кроме того, будущие первоклассники должны быть знакомы с простейшими видами схем и уметь двигаться по заданному маршруту. Обязательно должны уметь двигаться, ориентируясь на условные обозначения: стрелки, переходы, светофоры, на какие-либо знаки и здания.

Ориентировка в пространстве дидактические игры.игры на ориентирование детей в пространстве

Хорошими помощниками для детей  являются дидактические игры типа: игры-путешествия, в которых содержатся разнообразные способы решения пространственных ориентировок.

  1. Например: на день рождения Вовы мама решила оригинально вручить подарок, и совместно с его друзьями организовала игру по мотивам сказки про Ивана  Царевича «Куда пойдешь?». Задание детям было таким: «направо пойдешь — машинку найдешь; прямо пойдешь — альбом найдешь; назад — книгу; налево — сюрприз!».  Разделились на 2 группы, и пошли искать. Причем пошли по стрелкам-указателям. Остальные гости подсказывали расположение стрелок, некоторые были просто зрителями;
  2. Хорошо организовывать игры типа: «Поможем Незнайке». Взрослые придумывают сложную ситуацию для Незнайки, а детям предлагается найти более интересный и быстрый способ выполнения. К примеру: найти более быстрый путь в Цветочный город. Правила в данной игре будут таковы — четко определить маршрут Незнайки и последовательно его пройти;
  3. «Путешествие в страну вещей» — нужно определить пространственное расположение вещей, и по заданному маршруту дети должны их отыскать. Игра может проводиться в помещении, на участке, в лесу, парке и т.п.;
  4. «Найди и принеси предмет»;
  5. Путешествие за ценными находками: находить предметы в пространстве по описанию примет, по схеме, по маршруту и т.п.;
  6. Игры «Найди по звуку» — на развитие слухового восприятия и ориентировка в пространстве.

Занимательны игры-поручения. Они почти такие же, как игры-путешествия, но по содержанию проще и короче. Игровая задача в поручениях основана просто на предложении  найти какой-либо предмет, игрушку или определить его местоположение. Например: найди в коробке за дверью кубики красного цвета.

Заслуживают внимания игры-беседы с картинками, где дети описывают или отвечают на вопросы о пространственном расположении предметов на картинах.

Большая роль отводится подвижным играм. Различные игры-соревнования, путешествия в страну « Спортландию», хороводы с заданиями и прочее.

Создавать узоры на листе бумаги кистью, карандашом, аппликации. Детям даются задания: нарисовать предметы в центре, внизу листа, в правом верхнем или в левом нижнем углу и т.п. Создавать композиции из природного материала, располагая их на определенной плоскости и по заданию взрослого.

Мотивом всех этих игр будет не действие с предметами, как обычно бывает в игре, а способы нахождения этих предметов на определенном пространстве или их расположение. Важно, что все эти игры и упражнения не только развивают пространственную ориентировку, но и вызывают у детей познавательный интерес, радуют, влияют на развитие детской деятельности.

Используя подобные игры, как средство ознакомления и ориентировки в пространстве, взрослые имеют возможность направить внимание детей  предметы, которые ценны для расширения круга детских представлений, и вместе с тем развивается детская любознательность, активность, воспитывается стремление узнавать, что-то искать, проявлять усилие и находить. Все вместе взятое обогащает духовный мир детей, содействует их общему умственному развитию.

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ