Особенности формирования словаря дошкольников

В возрасте 6-7 лет  происходит становление личностного типа общения, в основе которого лежит интерес к человеческим отношениям, общепринятым нормам поведения. Дети в этот период стараются обнаружить перед взрослыми и сверстниками свои умения, осведомленность, ценят дружбу с детьми, которые много знают и умеют. Их уже не устраивает позиция простого слушателя и наблюдателя, они активны в беседе, игре и любой другой совместной деятельности с взрослыми и сверстниками.формирование словаря детей

Для шестилеток характерен интерес к выполнению сложных заданий и достижению результата в любой деятельности. Необходимо учитывать, что, как правило, в сентябре – ноябре у детей 6 лет наблюдается снижение работоспособности. Пугаться этого не следует и торопить детей что-либо делать то же не рекомендуется в этот период времени. (Сентябрь – ноябрь – это условные сроки, которые были замечены у большинства детей. У некоторых детей подобное снижение работоспособности может наблюдаться в другие сроки). Всё это связано с глубокой перестройкой мыслительной и речевой деятельностью.

Формирования словаря детей дошкольного возраста

В повседневной домашней обстановке следует приучать детей внимательно слушать окружающих их людей, и в зависимости от поставленного вопроса выполнять поручения или давать полный ответ. Поэтому как можно чаще следует просить детей сказать взрослому что-либо или рассказать о чём-нибудь. Здесь важно, чтобы ваши дети поняли, что слово «сказать» употребляется тогда, когда надо коротко ответить на вопрос взрослого.  Например: «Посмотри и скажи, что делает бабушка? Чем занимается младшая сестрёнка? формирование словаря ребенкаСкажи, каким ты представляешь Петушка в сказке «Кот, петух и лиса»? и прочее. Когда вы просите ребёнка рассказать что-либо или о чём-нибудь, то ответ должен быть распространённым, полным. Может, даже в виде рассказа. Пример: мама с Митей ходили в библиотеку, а вечером, когда Митя вернулся с прогулки, мама попросила его рассказать бабушке, что они там делали. Точно так же можно попросить детей рассказать о фильме, прочитанной книге, об интересном событии в детском саду и т.д. Таким образом, вы помогаете детям незаметно овладеть навыками учебной деятельности. В процессе труда, занятий рисованием, игр и прочее следует тренировать детей в умении объяснять взрослому ход работы, последовательность действий её, пояснять замысел совместного труда или игры, добиваться, чтобы они могли разъяснить и обосновать распределение обязанностей любой совместной деятельности.

Формирование словаря детей

Кроме того, необходимо сформировать чуткость при описании природы, понимания смысла образных выражений, пословиц, поговорок, использовать их в речи. Например, папа после прочтения отрывка из сказки «Волшебник Изумрудного города» задал Миле вопрос: «Вспомни. Как начались приключения девочки Элли?». Мила ответила, что её домик унёс ураган. «А что такое ураган?»,- задаёт новый вопрос папа. Мила затрудняется ответить. Тогда папа пояснил, что ураган – это сильный ветер. А как сказать, если ветер не сильный. И у них началась работа по подбору сочетаемых со словом «ветер» прилагательных. В результате они подобрали слова-прилагательные, которые можно употреблять со словом « ветер»,: сильный, слабый, лёгкий, приятный, резкий, страшный, ужасный, ураганный, тёплый, горячий, сухой, влажный. словарный запас ребенкаДалее папа пояснил, что если ветер дует с севера, то говорят, что «ветер северный», если с юга – «южный» и т.п. «Что может делать ветер?»,- задаёт новый вопрос папа. Начинается подбор глаголов, сочетающихся с данным словом: дует, шумит, свистит, поднялся, усилился, стихает. Папа добавляет, что «ветер может доносить звук музыки,  качать деревья, мешать работать на улице и прочее. Таким образом, Мила поняла, как может ураган унести домик. Продолжить работу со словом «ветер» помогут задания:

  • вспомнить загадки про ветер (Без рук, без ног, а ворота отворяет. По полю рыщет, поёт да свищет, деревья ломает, к земле траву преклоняет);
  • пословицы про ветер: Не бросай слов на ветер. Не море топит корабли, а ветер. Ветер не дунет, так и осока не зашумит.
  • прочитать различные тексты. Типа: «Ветер по морю гуляет…» (А.Пушкин), «Потянул ветерок, воду морщит, рябит» (И.Никитин), «Ветер, ветерок, ветрище, ты чего по полю рыщешь?» (Я.Аким), «Блеском, шумом листвы наполняет леса золотистые этот солнечный ветреный день» (И. Бунин) и многие другие стихи и выражения из прозы писателей, поэтов;
  • пояснить некоторые выражения, которые употребляются в переносном слове. Почему так говорят: «Как ветром сдуло?» — о внезапном исчезновении чего или кого-либо; «Ветер в голове» — так говорят о легкомысленном, несерьёзном человеке; «Бросать слова на ветер»- то есть говорить зря, попусту;

Дать понятие, что такое слово «ветер» —  это движение воздуха. «Заунывный ветер гонит стаю туч на край небес»  (Н.Некрасов), «Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч…» (А.Пушкин).

Запас слов у детей

При проведении словарной работы все характеристики слова нужно учитывать. Сначала новые слова дети просто понимают, иногда просто догадываются по тексту о значении некоторых из них, но сами в своей речи эти слова не употребляют. Про такой запас слов говорят, что он пассивный. Пассивный запас слов гораздо больше активного запаса.запас слов у детей

Активный запас слов – не только понимание слов, но и их употребление в речи. Как правило, в активном запасе слов у детей 6- летнего возраста есть слова, обозначающие предметы быта, одежды, посуда, мебели, характеризующие описание природных явлений, а так же есть ряд слов, употребление которых объясняется условиями жизни.  Например: дети, живущие в городской местности, употребляют слова «трамвай, троллейбус, квартал», для проживающих детей в военном городке характерно употребление слов: «полигон, плац, старшина, капитан, смотр» и т.п. Дети леспромхозовских посёлков употребляют слова: рубка, пилорама, распилка и прочее. Значит, подбор слов для активного запаса происходит в зависимости от общеупотребительной лексики, существующей в конкретных условиях. Но, при этом, нельзя забывать и об обязательном обогащении словаря детей, повышая его за счёт синонимов, антонимов, прилагательных, существительных, глаголов и совершенствовать умение шестилеток использовать разные части речи точно по смыслу.

Таким образом, можно сделать вывод, что читая детям новые произведения, беседуя с ними о явлениях природы, наблюдениях и прочее, вы поясняете им новые слова, которые постепенно дети начинают употреблять в своей речи, взрослые решают задачи словарной работы с детьми:

  1. Обогащение словаря детей: знакомство с новыми словами, их значением. Следует знакомить детей со словарём, который используется в фольклоре, в частности, в русских народных сказках (матушка, пригожий, детушки, травушка и т.п.), применять эти слова при рассказывании сказок, их инсценировок. Обогащается запас слов и за счёт знакомства с пословицами, поговорками, загадками, а так же с устойчивыми выражениями типа: на «седьмом небе», «мастер на все руки», «водой не разольёшь», «капля в море» и т.п.
  2. Закрепление и уточнение словаря ребёнка.  Эта задача выдвигается с особенностями развития детей дошкольного возраста. Ребёнок нуждается в многократном повторении слов для их запоминания. Специального закрепления в памяти детей нуждаются  слова, трудные для них:
  • обобщающие слова: обувь, транспорт, одежда и прочее;
  • отвлеченные существительные – красота, тишина, чистота и т.п.;
  • труднопроизносимые слова типа: «экскаватор, тротуар, велосипед» и другие;
  • числительные.
  1. Активизация словаря детей, когда взрослые побуждают детей чаще употреблять в речи слова, смысл которых они уже понимают. К.Д. Ушинский в своё время писал, что вызов слов из детской памяти очень полезен, так как они не умеют пользоваться своим запасом слов, отыскать в памяти быстро нужное слово и правильно использовать его в речи «есть одно из важнейших условий развития дара слова».
Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ