Особенности отношения к природе детей дошкольного возраста

Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Это сложное чувство включает в себя живой интерес к природе, желание охранять её  и участвовать в приумножении богатства природы.

Наблюдение основа чувственного познания природы

Каждый человек, независимо от возраста, должен охранять природу. В связи с этим перед взрослыми, воспитывающими детей, стоят задачи:

  • Развивать интерес к природе в целом, стремиться, больше узнать о природе родного края.
  • Формировать бережное отношение к природе, желание охранять её от разрушений.
  • Воспитывать у детей умение видеть и понимать красоту природы, эмоциональную отзывчивость, эстетические чувства.
  • Развивать и поддерживать устойчивый интерес к изменениям, происходящим в природе.

наблюдение основа чувственного познания природы

Правильное отношение детей к природе начинается в семье. Хорошим подспорьем в этом вопросе родителям послужат наблюдения за различными природными явлениями, просмотр фильмов о природе, рассматривание пейзажных картин, чтение стихов и рассказов, походы, экскурсии в природу, прогулки.

Практика показывает, что дети очень любят стихи о природе Е.Серовой из цикла «Цветы», И. Токмаковой «Весна», «Ель», цикл стихов С. Есенина «Времена года», А. Плещеева «Весна», А. Толстого «Вот уж снег последний  тает», А.Блока «На лугу», Ф. Тютчева «Зима не даром злится», рассказы о природе К. Ушинского, Н. Сладкова, М. Пришвина,  К. Паустовского, А. Тумбасова, Г. Скребицкого, Г. Снегирёва и многих других авторов. Включая стихи, рассказы о природе при наблюдениях, взрослые помогают малышам лучше понять и прочувствовать увиденное. Кроме того, рассказы и стихи о природе дают доступный  пониманию пример гуманного отношения к природе. Воспитанию положительного отношения к природе послужат прогулки в парк, лес, на речку в разные времена года, наблюдая за сезонными изменениями. Так же целесообразно рассказывать, какую пользу приносит природа.

Наблюдения дошкольников за природой

Но лучше всего живой мир познавать своими наблюдениями и ощущениями. Простая прогулка по лесу или  парку полезнее любой картины, рассказа и прочее.

наблюдение дошкольников за природой

Сколько новых ощущений подарит слушание птиц, жужжание пчёл и ос, запах цветка, движение щепки по ручью, наблюдение за облаками и т.п. Но, тем не менее, хорошим воспитательным приёмом являются рассказы взрослых о своих впечатлениях изменений в природе, наблюдений за погодными явлениями, комментарии взрослых о народных приметах, наблюдения в ходе прогулок за насекомыми, птицами и прочее. Например, Витя с мамой гуляли вдоль реки весной, по берегам речки росла верба, и вдруг Витя увидел на вербе пчёл. Мальчик никогда не видел пчёл, забеспокоился, услышав их жужжание, мама не растерялась и спросила: «Посмотри и скажи, что ты видишь?», затем пояснила, что это пчёлы. На вопрос мальчика: «Почему ветка вербы качается?», мама ответила, что  ветка недовольна, что пчела потревожила её покой и спросила у пчелы: «Зачем прилетела?» «Чтобы сока с твоих цветков попить, чтобы других мёдом угостить»,- ответила пчела. Успокоилась ветка, подставила свой цветок – пей-пей.

бережное отношение к природе детей дошкольного возраста

Все экскурсии, прогулки, рассказы взрослых и т.п. дают возможность познакомить детей с повадками животных, образом жизни насекомых, зверей и т.п., а так же с некоторыми правилами бережного отношения к природе, конкретизировать их:

  1. Проявлять заботу об обитателях животного мира, если поймали животное или насекомое, рассмотрели его, отпустите дальше на волю.
  2. Брать домой можно только тех животных, которые могут жить в неволе.
  3. Показать, как взрослые подкармливают животных в лесу, дети поймут, что есть такие правила, а так же они познакомятся с трудом взрослых в природе.

Наблюдение интересных явлений природы на прогулки

Кроме того, необходимо ребятам показать взаимосвязь человека и природы. Например, бабушка Маши часто брала девочку на ближайшую опушку леса, где она собирала травы: тысячелистник,  пижму, мать и мачеху. Много рассказывала девочке о свойствах трав, их особенностях. Кроме того, они неоднократно наблюдали в лесу работу егеря, смотрели кормушки, которые егерь ставил для лосей. Таким образом, бабушка познакомила внучку с деятельностью человека в природе и дала ей понимание того, что человек сам часть природы, тесно связан с землей, реками, воздухом, животными, насекомыми и должен делать всё, чтобы сохранить природные богатства.  Если человек вредит природе, значит, он вредит себе. Если клубы дыма загрязняют воздух, сточные воды, попадая в реки, озёра  загрязняют воду в них, болеет и страдает человек. Значит, охраняя природу, человек охраняет сам себя.

наблюдение интересных явлений природы на прогулки

Эмоциональному отношению к природе будет способствовать творческая работа с природным материалом. Научите детей красиво составлять и подбирать вазы для букетов из принесённых цветов ( в высокие вазы – цветы с длинными стеблями, в низкие – с короткими), находить сходство какой-либо веточки, куска коры с животным, птицей и т.п. А с каким удовольствием дети делаю поделки из природного материала, особенно, если этот материал они нашли и собрали сами, принесли домой. Дети с удовольствием сделают медведей, крокодила Гену, птиц сосновых или еловых  шишек. Человека и собаку из желудей, красивые узоры на листах бумаги или ткани из веточек и листьев, семян разных растений, из клубней картофеля и веточек – ежей, из  высушенных ягод рябины – бусы и прочее. Вова увидел сходство в половинке скорлупы грецкого ореха с лодочкой, мама помогла ему сделать парус, на следующий день они отправили лодку в путешествие в бассейне. Мама прочитала мальчику стихотворение: «Из ореховой скорлупки смастерил Вова шлюпку, алый парус прикрепил – путешествовать поплыл» Думаю, не стоит описывать радость и восторг мальчика от полученного удовольствия.

Дорогие мамы и папы! Помните, что дошкольный возраст самый благоприятный возраст для творческого развития, эмоционального восприятия и развития представлений об окружающем, формирования  интереса к природе. С вашей помощью и поддержкой дети смогут в полной мере ощутить радость общения, преодоления и открытий. Главное – не упустить время!

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ