Отношение ребенка к учебной деятельности мотивы учения

В дошкольном возрасте  должны быть сформированы навыки положительного отношения детей к учебной деятельности, которые необходимы для успешного обучения в школе.

Воспитание дошкольников правильного поведения на уроке

Какие ситуации позволяют взрослым сформировать у детей представления о правилах поведения  на уроке, ответственное отношение к занятиям и выполнению домашних заданий, вопросов, заданий взрослых? и т.п.

формирование у детей навыков правильного поведения

Приведу пример: Валентина читает дочке (пять с половиной лет) рассказ Н. Носова «Фантазёры». После чтения задаёт девочке несколько вопросов: «О чём рассказ?», «Как ты думаешь, почему Носов назвал рассказ «Фантазёры»?», «Какие поступки детей тебе понравились?». Дочка неплохо ответила только на вопрос: «Какие поступки детей тебе понравились?». На  два вопроса девочка не сумела ответить. На следующий день Валентина предложила девочке снова послушать прочитанный вчера рассказ, предупредив её, что необходимо внимательно слушать содержание рассказа, а  перед тем, как задать вопрос, женщина попросила дочь стараться вспомнить услышанный текст и только потом отвечать на вопрос.  Приём этот оказался в данном случае удачным. Здесь мы видим последовательность заданий для ребёнка, примерный порядок разъяснений и вопросов матери и привитие умения слушать взрослого, что является, если не главным, то одним из основных правил обучения в школе – внимательное и серьёзное отношение к учебной деятельности.

Формирование у детей навыков правильного поведения в коллективе дошкольников

В детском саду с раннего возраста от детей требуется на занятиях выполнять только то, что задаёт воспитатель. Например, Анастасия Фёдоровна на занятии рисованием попросила детей послушать внимательно её объяснение, ничего не трогая руками. Многие дети уже успели взять кисточки в руки. Воспитатель спокойно похвалила тех детей, которые ждали её объяснения и добавила: «А сейчас остальные ребятки   положат кисточки на место и все меня слушают внимательно.

формирование у детей навыков правильного поведения является

Вот молодцы!». Так, не делая никаких замечаний, педагог формирует у детей группы навыки правильного поведения на занятии. Почему неуместно делать замечание в младшем дошкольном возрасте? Во- первых, как правило, ребёнку в этом возрасте дома всё позволено и, сделав замечание, можно потерять надолго контакт с ним. Во-вторых, у маленьких детей слабо развита произвольность поведения. Они непроизвольно взяли кисти, и в этом нет их вины. А на просьбы взрослых малыши всегда охотно откликаются. Объяснив правила работы, Анастасия Фёдоровна (да и все педагоги)  делает упор на то, что дети должны работать старательно, внимательно выполнять все элементы, аккуратно (не пачкать краской лист, не мять его и т.п.). Дома можно по такому же принципу прививать детям старательность, аккуратность, самостоятельность в работе, давая посильные задания, обращая внимание на его рисунки, работы по лепке, наклеиванию узоров и пр. Это даёт возможность прививать не только указанные выше навыки, но и умения опираться на имеющийся опыт детей, а так же возможность получать новые знания с помощью уже имеющихся. Всё вместе взятое способствует развитию познавательных интересов, позволяет дошкольникам увидеть результат своей деятельности.

Воспитание у детей положительного отношения к учёбе

В старшем дошкольном возрасте решаются задачи: формирование у детей навыков правильного поведения в коллективе, положительное детей к учебной деятельности.

формирование у детей навыков правильного поведения ребенка

С этой целью воспитатель Елена Дмитриевна ввела на занятиях в подготовительной к школе группе детского сада № 1  следующие правила:

  • Когда хочешь ответить, подними руку.
  • Когда отвечает товарищ, веди себя тихо и внимательно слушай его.
  • Во время объяснения будь внимателен, не отвлекайся, не трогай ничего у себя на столе, не мешай соседу по столу.

Разъясняя эти правила, Елена Дмитриевна подчеркивала их значения для результата любой деятельности. Например, во время различных бесед с детьми она подчёркивает: «Если будете отвечать по одному, я спрошу больше человек, и мы прослушаем больше ответов». Выражая одобрение детям, поступающим по правилам, педагог хвалит ребят, мотивируя свою похвалу. Выглядело  это, примерно, так: «Дети посмотрите на Катю, она хорошо усвоила правило «Если хочешь ответить – подними руку». Если ребёнок нетерпеливо тянет руку и просит, чтобы его спросили, воспитатель, руководствуясь индивидуальными особенностями его характера, или разрешает ему сразу ответить, или просит  подождать и советует послушать ответы товарищей.

Таким образом,  Елене Дмитриевне удалось сформировать у детей группы умение выслушивать друг друга, участвуя в общей беседе. 

Следует заметить, добиваясь большей активности у детей, педагог прибегала к вопросу «Кому, что непонятно?». Если ребёнок не мог сформулировать точно вопрос, воспитатель помогала ему, а к ответам часто привлекала других детей.

формирование у детей навыков правильного поведения детей

Делясь опытом своей работы по воспитанию у детей выполнения правил поведения в коллективе, Елена Дмитриевна особенно подчёркивала, что дети, как правило, не всегда и не сразу решаются признаться в неумении, незнании  просить разъяснения. Поэтому она рекомендовала — любую попытку ребёнка обратиться к педагогу с просьбой, вопросом следует поддерживать, оценивать положительно и понимать эту попытку, как стремление точно выполнить задание взрослого. Считаю, что такого направления в воспитании детей дошкольного возраста должны придерживаться родители, так как высокая требовательность взрослых к точному и аккуратному выполнению правил, заданий не вызывает у дошкольников отрицательной реакции.

Воспитание у детей положительного отношения к учебе в семье

Следует учитывать, что дети могут быть слишком придирчивы к своей работе, малейшие недочёты, неудачи волнуют, огорчают и снижается их активность. Взрослые в таких случаях должны подобрать такие слова и действия, чтобы ребёнок понял, что он неправильно относится к своей ошибке, недочёту и т.д. Например, мама Вите всегда в подобных случаях говорила: «Не беда, еще немного поучишься и снова попробуешь, а я тебе помогу». Результат действительно всегда был положительным.

правила поведения детей на уроках в школе

Другое дело, когда ребёнок неправильно выполнил работу или ответил на вопрос и не беспокоится о результате. На это обязательно необходимо обратить внимание (если у ребёнка сформированы необходимые навыки). Например, папа, зная, что сын никогда не доводит работу до конца, если понял, что ошибся и не обращается за помощью, говорил ему: «Меня огорчает, что ты не постарался. Мы с мамой хотим, чтобы ты больше знал и умел, а ты не выполнил работу и не тревожишься. Так нельзя». За такими словами всегда следовала беседа отца с сыном по уточнению выполнения работы и само выполнение. Исправление работы всегда проходило в спокойной и мягкой форме. Папа корректно наставлял сына на умение слушать задание, внимательно в ходе работы соблюдать порядок действий.

Используя указанные приёмы подготовки детей к школьному обучению, взрослые

  1. Формируют представления детей о том, какое значение имеют занятия для приобретения знаний, каким должно быть отношение к вопросам и заданиям учителя.
  2. Воспитывается умение проявлять настойчивость, самостоятельность, желание справляться с трудностями, развивается интерес к учебной деятельности;
  3. Дети учатся проявлять положительное отношение к сверстникам, их поступкам, а так же умению правильно соотносить свои желания с действиями, прислушиваться к старшим.

В спокойной доброжелательной обстановке возрастает активность детей, их способность к умственному напряжению, что положительно сказывается на результатах учёбы.

Advertisement

Комментарии закрыты.