Отставание в развитии речи дошкольников

С чем связаны трудности несвоевременного и полноценного обучения речи? Своевременное – это значит начатое с первых дней рождения ребёнка; полноценное – достаточное по объёму усвоения слов и понятий в соответствии с возрастными особенностями детей

отставание в развити речи детей является
задачи взрослого при развитии речи детей дошкольного возраста

Отставание в развитии речи детей дошкольного возраста

Трудность обучения речи в основном состоит в непонимании того, что в мозгу ребёнка происходит понимание слышимых слов и одновременно формируются программы движений, необходимых для произнесения этих слов:  идут команды на органы речи (полость рта, нос, зубы, губы, язык, гортань, лёгкие). Естественно, сначала органы речи непослушны, и ваш малыш с трудом произносит отдельные звуки (сначала более лёгкие). С возрастом он овладевает необходимой речью, значит, развитие мозга идёт успешно, команды выполняются всё более чётко, у детей развивается  способность владеть мускулатурой органов речи. Каждый родитель должен знать и обратную связь между мозгом и развитием речи – мозг развивается и успешно даёт команды органам речи. 

Ребёнок тренирует мышцы своего речевого аппарата в том случае, если с ним говорят и побуждают к разговору, запоминанию и заучиванию стихов, потешек и пр., а это значит, он быстрее овладеет более высокой формой речи. Отставание в развитии речи детей является тормозом их умственного развития.

Речевая среда в развитии речи ребёнка

Развитие речи невозможно без наличия речевой среды для детей:

  • Естественная речевая среда складывается стихийно. Речь детей в младенчестве развивается в процессе подражания. Сначала малыш подражает речевым движениям (растягивание губ в улыбке, вытягивание губ соответственно произносимому взрослым звуку и т.п.). Это подражание неосознанное, на уровне инстинкта, но работа мозга уже идёт в нужном направлении. Неосознанным является и на первых порах произносимые звуки, слоги типа «дай-дай-дай», «ба-ба», «да-да» и пр. Надо заметить, что подражание свойственно не только детям, а иначе, как объяснить, что взрослые, переехав из одной местности в другую, усваивают местные диалект, интонации, т.е. инстинктивно усваивают особенности местной речи. Яркие примеры подражания встречаются у детей дошкольного возраста: Витя пришёл в детский сад, картавя. Оказалось, что в семье картавит бабушка. Дополнительные занятия в детском саду и дома устранили этот недостаток речи. В семье Галины старший сын заикался, с ним занимался логопед. Когда подрос младший Денис, Галя с ужасом заметила, что и он заикается. После консультации с логопедом оказалось, что малыш подражал старшему брату. Хорошо, что мать вовремя заметила это и  обратилась к специалисту. Естественная речевая среда в развитии детей является проводником речевого общения ребёнка с взрослым и складывается спонтанно, не регулируется ничем.
отставание в развитии речи детей раннего возраста
отставание в развитии речи детей дошкольного возраста

Искусственная речевая среда – специально организованная среда, направленная на оптимальное развитие устной речи. Это специально проводимые беседы, наблюдения, чтение художественной литературы, составление рассказов, сочинений  и т.д. Создавая искусственную речевую среду, обязательно следует учитывать интересы и возрастные особенности вашего ребёнка. 

Задачи взрослого при развитии речи детей дошкольного возраста

Преодолевая отставание в развитии речи детей дошкольного возраста, необходимо:

  • Углублять представления дошкольников об окружающей действительности;
  • Развивать желания и умения рассказывать небольшие тексты литературных произведений, описывать увиденное на прогулке и т.п.
  • Использовать в речи существительные, обозначающие название предметов и их частей, взаимосвязь предметов между собой, глаголы, прилагательные, синонимы, союзы и т.д.;
  • Расширять и обогащать запас слов дошкольников;
  • Воспитывать культуру речевого общения.
речевая среда в развитии речи ребенка
речевая среда в развитии речи активный и пассивный

Используя естественную и искусственную речевую среду, вы совершенствуете звуковую и грамматическую стороны речи.  Пример: Наташа следила за развитием речи своего сына Толи и записывала все его достижения. Вот один из отрывков её записи: «Толя ест кашу и требует, чтобы кошке то же дали каши: 1год 6м: «Ки…», — говорит малыш и протягивает ложку с кашей маме, чтобы та положила кошке кашу.

1год 10м малыш произносит: «ки…  ка…» — что означает «кисе кашу»

2 года «Кися дать-дать», пытается слезть со стула и сам дать кашу.

2г.2 м: «Кисе касю дай» — кричит он, видя, что кошка подходит к столу.

3 года: «Кася кусни-кусни (вкусная-вкусная), и у киси кусьния. Толя кисе касю дал куснию».

Как видно из примера, речь ребёнка последовательно совершенствуется и обогащается новыми словами в том случае, если с ним разговаривают и создают условия для общения.

Задача взрослого при развитии речи ребёнка не только сообщать новые слова, требовать повтора новых слов, рассказов, стихов и т.п., но использовать речь, как незаменимое средство той или иной деятельности. Например, игры, конструирование, решение практических задач (пример с кормлением «кисы»), восприятия художественных произведений и т.п. Когда Толе исполнилось три года, Наташа попросила его пересказать сказку «Колобок». Вот что из этого получилось: «Бабушка, дедушка, Колобок, лес, лиса». Мальчик перечислил запомнившиеся слова.

трудности обучения диалоговой речи
трудности обучения речи

В три года это хорошо, но следует двигаться дальше в развитии речи. Наташа быстро сообразила и стала просить мальчика описывать картинки сказок. К пяти годам её сын свободно мог пересказывать сказки, короткие рассказы, с лёгкостью заучивал стихи. Взрослым необходимо помнить — до четырёх лет дети не  в состоянии рассказать о том, чего не видят. На вопросы отвечать могут, а рассказать – нет.

В старшем дошкольном возрасте уже следует перед детьми ставить познавательные формы общения, т.е. на первый план взрослые предлагают детям новые знания об окружающих предметах. Значит, у детей появляется необходимость использовать новые речевые средства общения в зависимости от ситуации либо внеситуативные формы общения. Например, готовясь ехать  в гости к бабушке, Артём предлагал сыну Вале (5л.4 м.) подумать, что он будет там делать и рассказать отцу заранее. От  его желания будет зависеть, что необходимо взять с собой в деревню. Мальчику предлагалось спланировать свою деятельность (ситуацию). Наоборот, по приезду из деревни Валя должен был рассказать своим друзьям, что он там делал. В результате выполнения подобных заданий значительно расширяется словарный запас у детей, в речи появляются сложные предложения, союзы, употребляется прошлое и будущее время и т.п. Кроме того, у родителей появляется дополнительная возможность общения со своими детьми и их друзьями. Подобное общение наиболее разнообразно, эмоционально, раскованно, создаёт условия для разных сторон речевого развития. Следовательно, можно сделать вывод, что не только речевые возможности детей, но и их внутренний мир, отношение к окружающему, познавательные способности и пр. во многом зависят от того, как общаются с ними взрослые, как и о чём разговаривают.   

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ