Ознакомление дошкольников с неживой природой

явления неживой природы Ознакомление дошкольников с неживой природой

Начинаются еще в раннем детстве, когда их начинают переодевать соответственно сезону и при изменении погодных условий.

А детей, начиная с 3 лет необходимо знакомить с сезонными изменениями в природе путем наблюдений. Когда дети видят, что опадают листья с деревья, увядают травы, начинает замерзать вода (осенью) – они с помощью взрослых, конечно, приходят к выводу, что наступают похолодания. Весной они видят другие явления – появление листвы, трава зеленеет. Опять вывод – наступает потепление. В связи с этими явлениями происходит изменения в жизни растений, животных и человека. Ребенок уже начинает понимать, что присутствуют какие-то законы неживой природы, которые оказывают влияния на жизнь растений и животных, на любую деятельность человека. Задача взрослых на данном этапе – помочь ему обратить внимание на эти изменения, выявить связь между этими изменениями в окружающем их мире.

На момент поступления в школу ребята должны знать, что такое воздух и магнит, и их простейшие свойства. Что такое свет, кроме того их необходимо познакомить с тепловыми явлениями, с превращением твердых веществ в жидкие, жидкие в парообразные и наоборот. Интересно с детьми в домашних условиях проводить опыты по превращению воды в лед, пар и наоборот. Это лучше всего делать зимой, самое простое это налить воду в форму и вынести на холод. Через несколько часов занести и посмотреть, что получилось, ребенок, трогая лед,говорит, что он твердый, холодный, прозрачный. Если разбить его молотком (или другим тяжелым предметом) – значит он хрупкий, легко ломается. Сравните лед с деревянным брусочком. Они похожи тем, что они тверды, но не одинаковы, т.к. дерево горит, а лед тает и образуется вода. Молодцы те родители, которые украшают на улице небольшую елочку под Новый год разноцветными ледяными игрушками. В тот момент они решают сразу много задач:

  • Общение с детьми, радость и удовольствие от совместного труда;
  • Дети узнают свойства воды: она окрашивается путем добавления красителей, замерзает на холоде и становится твердой, принимая форму сосуда, в которую ее нальешь;
  • Развитие речи.

Интересны сравнения кусочка льда с кусочком сахара. Если положить их в опыт со снегомводу – лед и сахар растворяются, но там где был сахар, вода сладкая. Если их нагревать, то вместо льда будет вода, а сахар становится жидким, но тягучим, застывает и получается вкусная карамель. Опять же в жидком состоянии ему можно придать любую форму.

Хороши опыты с парафином и воском. Они мягкие по сравнению со льдом. Если их подержать в руке, они согреются и им можно придавать любую форму. А если их несколько минут подержать на огне, то  они, как и сахар становятся жидкими. Можно разлить по любым формам. Таким образом, дети придут к выводу, что под воздействием тепла или холода некоторые тела  изменяют свое состояние.

Сложнее объяснить ребенку, что такое воздух и как его увидеть. Дать детям понятие, что воздух не виден, но можно его обнаружить. Например: взять полиэтиленовые пакеты в один из них положить предметы, а другой просто скрутить со стороны отверстия. Оба пакеты будут выпуклые – значит, в них, что-то есть. В одном пакете – предметы, в другом – воздух. Интересны опыты с воздушными шарами – они не тонут в воде. Сразу можно сделать вывод, что и резиновый мяч не будет тонуть. Общий вывод – воздух легче воды. Можно в доступной форме показать детям, что воздух имеет вес. Уравновесим палочку на тесемочке, повесим на спинку стула, на оба конца палочки привяжем два спушеных шарика, концы палочки уравновешены, значит, шарики имеют одинаковый вес. Надуйте один шарик и повести, палочка с этим шариком опустится вниз. Значит, воздух имеет вес.

движение воздухаДвижение воздуха

Легко наблюдать – подуть на бумажку, ткань. Воздух движется – будет ваш вывод с детьми. Так же воздух заставляет перемещать другие предметы (в вашем случае бумагу). Появляется другая тема для беседы с ребенком – когда воздух движется на улице, мы говорим, что дует ветер. А игры с различными видами вертушек закрепит это понятие.

На первый взгляд, все перечисленные виды работ развлекательные, но они знакомят детей со свойствами материалов, тел, дают понятия, что такое опыт (эксперимент), развивают детское мышление, т.к. по окончанию экспериментов делаются выводы, т.е. развивается необходимое умение делать умозаключение и формировать свои выводы. Всеми этими необходимыми навыками, умениями, желательно, чтобы обладал будущий школьник.

 

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ