Подготовка детей к самостоятельной деятельности

В данной статье остановлюсь на теме «подготовка детей  дошкольного возраста  к самостоятельной деятельности», так как умение её организовать способствует успешному обучению детей в школе.

цель подготовки детей к самостоятельной деятельности
подготовка детей дошкольного возраста к самостоятельной деятельности

Задачи самостоятельной деятельности в воспитании детей дошкольного возраста

Хотелось бы рассказать об организационных умениях дошкольников, которые  используются, практически, во всех сферах детской самостоятельной детской деятельности. Перед дошкольниками определяются задачи самостоятельной деятельности в воспитании детей:

  1. Определить цель деятельности.
  2. Спланировать ход работы.
  3. Реализовать  намеченную деятельность  на практике.
  4. Умение осуществить самоконтроль и самооценку.
подготовка дошкольников к самостоятельной деятельности
подготовка детей к самостоятельной деятельности учащихся

Воспитатель К.П. в течение нескольких дней  провела мониторинг самостоятельной деятельности детей группы старшего дошкольного возраста методом хронометрирования. Результаты данного мониторинга показали, что самостоятельная деятельность большинства детей группы  оказалась очень бедна по содержанию и мало результативна. Например, Руслан часто брал глину или пластилин, но ни разу не сделал ни одной работы, Витя пользовался машинами только для их катания, иногда предлагал другим детям катать их друг другу, как мяч, девочки рисовали (в основном карандашами) дома, цветы детей,  в их рисунках не было сюжета и т.д. Все дети, подражая друг другу, отвлекались от выбранной деятельности, реагируя  на шум, крики, и легко «уходили» от своей первоначальной цели, переключались на другие виды деятельности, не доводя ни одну из них до логического завершения.

Цель подготовки детей к самостоятельной деятельности

Работу по подготовке детей к самостоятельной организации  разных видов деятельности К.П. начала проводить  на занятиях по изобразительной деятельности и конструирования, определив цель подготовки детей к самостоятельной деятельности обучающихся:

  • Выработать  у детей желание самостоятельно лепить, рисовать, клеить, делать различные поделки, желания конструировать, а так же умения самостоятельно организовывать игры.
  • Формировать активность, самостоятельность детей
  • Научить планировать предстоящую работу и выбирать способы действий.
  • Воспитывать умение дошкольников соблюдать последовательность действий при выполнении любой работы.
  • Уметь выбрать партнёра для совместной самостоятельной деятельности.
задачи самостоятельной деятельности в воспитании детей
подготовка детей старшего дошкольного возраста к самостоятельной деятельности

Примеры:

После занятий по аппликации воспитатель напоминала детям, что  аппликацию можно выполнять в свободное от занятий время. Обращала внимание на то, что в группе есть специальный уголок изобразительной деятельности, где есть всё необходимое для занятий аппликацией.  Размещала в уголке, так, чтобы дети видели, серии картинок, на которых  были зафиксированы основные моменты  организационной деятельности к самостоятельному занятию аппликацией.

После занятий лепкой К.П. говорила своим воспитанникам: «Рассмотрите свои работы, а если есть желание, можете  вылепить что-нибудь сами. Обратите внимание – всё необходимое для лепки лежит на этой полке (покажет)». С теми детьми, кто изъявит желание лепить, педагог работает отдельно. Одним показывает последовательность выполнения работы, с другими  обсуждает, почему они хотят лепить, например, «Грибы в лесу»? Третьим поможет выбрать необходимый материал и т.п. Но обязательно  по окончании работы дети должны рассказать, что они хотели вылепить, что у них получилось и почему.

Подготовка дошкольников к самостоятельной деятельности

Много внимания воспитатель уделяла организации в свободное время дидактических и настольно-печатных игр.

задачи самостоятельной деятельности в воспитании детей дошкольного возраста
подготовка детей дошкольного возраста к самостоятельной деятельности учащихся

Обычно играм такого характера уделялось внимание в утренний отрезок времени или во второй половине дня. При первом знакомстве с новой игрой обязательно присутствовал игровой персонаж (например,  Петрушка или Буратино), который предлагал ребятам освоить новую игру. Дети, как правило, помогали Петрушке найти коробку с новой игрой, а Петрушка знакомил их с правилами игры и контролировал её ход. Далее дети уже сами предлагали Петрушке игры, в которые они бы хотели играть. В дальнейшем  К.П. снова   предлагала детям  посмотреть картинки, по  содержанию которых  дети должны понять последовательность подготовки  к  выбранной ими игре (подойти к полке, выбрать игру, положить коробку с игрой на стол, сесть за стол и играть. По окончании игры убрать коробку на место), а воспитатель  напоминает, что вовремя игры необходимо строгое выполнение её правил. В результате внедрения в практику работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста такого метода значительно повысился уровень умений детей организовать свою самостоятельную деятельность. Они научились заранее готовить всё необходимое для реализации собственного замысла, разными способами осуществлять задуманное, самостоятельно преодолевать трудности, переносить усвоенные способы действий в другие ситуации.   Кроме того,  у дошкольников  возник интерес к различным видам самостоятельной деятельности, сама деятельность наполнилась понятным и разнообразным содержанием. Появилась вариативность действий и разнообразность ситуаций.

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ