Подготовка детей к обучению грамоте

Обучение грамоте дошкольников

Вопрос подготовки  обучения грамоте детей дошкольного возраста всегда был спорным. Дискуссионным он остаётся и на сегодняшний день, мнения педагогов и родителей всегда противоположны. Одни говорят: «Обязательно!», другие: «Ни в коем случае!»

словарные упражнения для детей Думается, что обучение детей грамоте облегчит будущим первоклассникам учение в школе. К моменту поступления в школу у детей должно быть сформировано первоначальное представление о слове как языковой единице. Это имеет  значение для  обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста. Дети считают словом то, что им понятно, осмысленно, что относится к определённому предмету или явлению. Важную роль имеет правильно поставленное ударение в слове. Если знакомое слово встречается в предложении, то важно не только ударение в слове, но и интонация. Следует обращать внимание на раскрытие понимания смысловой стороны слова и использование имеющихся в запасе слов в устной речи.

Однако неумелое обучение элементам грамотности может и навредить ребёнку и навлечь нарекание со стороны учителя.

Задачи подготовки детей к обучению грамоте

Что можно сделать в условиях семьи? Обучение грамоте дошкольников цели и задачи, которые вы можете решить вместе с ребёнком в повседневной жизни семьи:

  • Научить детей подбирать слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков предметов.
  • Составлять предложения из 2-3-4 слов, определяя количество слов в предложении, их последовательность.
  • Научить различать в предложении нужные слова на слух.
  • Устно составлять из 2-3 открытых слогов слова (ва-за, со-ба-ка).
  • Знакомить детей с понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение».подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте

Предварительное ознакомление с терминами «слово» и «звук» имеет большое значение. Задача взрослых – помочь своему ребёнку правильно понять и употреблять данные термины, упорядочить его стихийный опыт в обучении грамоте. Ознакомить с этими терминами можно путем чтения художественных произведений. Например, если вы будете рассказывать или читать малышу сказку Бр. Гримм «Горшочек каши», то обратите внимание, как старушка говорит девочке: «Запомни мои слова…», то же самое и в сказке «По щучьему веленью», где герои просят других героев запомнить определённые слова, после которых начинается действие.  Рекомендую следующие произведения К.Чуковский «Айболит», «Жил на свете человек»; В,Осеева «Волшебное слово»; Е, Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «Р»; М. Лапыгин «Угадайка» и многие другие.

Такие игры, как «Эхо», «Черное и белое», «Телефон», «Докончи звук (слово)», «Угадай, какой я звук произнесла?» научат ребёнка правильно произносить звуки в словах.

Дети очень любят Загадки-складки типа: «Руки мыть пошла Людмила. Ей понадобилось…», Целый день «УА-Уа». Вот и все её …», сами с удовольствием добавляют нужные слова.

Словарные упражнения для дошкольников

Словарные упражнения для детей дошкольного возраста, которые можно проводить по дороге в детский сад, магазин, на прогулке, во время подготовке к обеду и прочее. Эти упражнения формируют осознанное отношение детей к слову,  активизируют и обогащают речь детей, т.к. в них употребляются существительные, прилагательные, слова-обобщения и т.п. подготовка старших дошкольников к обучению грамоте Например, вы просите сына: «Скажи одним словом ты кто?»  Ответ понятен: «Мальчик», «А ещё?» «Ребёнок, сын, внук, брат, племянник» (здесь употребляются однородные члены предложения):

  1. Слова для обозначения действий: Какими словами можно сказать про листья, когда их колышет ветер? (шелестят, шуршат, качаются, кружатся и т.п.).  Что умеет делать папа? (работать, пилить, читать, плавать, ловить рыбу и прочее).
  2. Слова-определения: что можно сказать про небо? ( голубое, хмурое, облачное, красивое и т.д.).
  3. Слова-наречия: на прогулке, в солнечную погоду попросите ребёнка обозначить словами состояние погоды (тепло, солнечно, жарко, тихо).
  4. Слова-синонимы: как можно другим словом назвать дорожку? (тропинка). Дом? (здание, строение).

Учимся составлять предложения из заданных слов

Учим детей составлять предложения, опираясь на знания детей о слове.  Начните знакомить ребёнка с составом предложения из двух слов. Лучше начинать составление предложений об игрушках. Например, пришла в гости белка и просит рассказать о ней двумя словами: «Какая она?» «Белка рыжая» (красивая, пушистая). Далее просто просите ребёнка назвать первое слово в предложении, затем – второе. Следующее предложение о белке: «Что делает белка?» (белка сидит; грызёт орешки; белка смотрит и т.д.). Затем с этой же белкой переходите к составлению предложений из трёх-четырёх слов. Для поддержания интереса ребёнка к таким занятиям следует менять наглядность – ту же белку внесите в красивой коробке, как сюрприз или посылку от лесных зверей и пр. Далее можно перейти к составлению предложений по картинкам или картине, в любом случае следует проводить поиск нужных слов. Допустим, вы показываете ребёнку картинку собака в движении и предлагаете ему подобрать слова: собака идет (крадётся, ползёт, бежит, подкрадывается). Ценным приёмом является объединение двух  картинок, которые по содержанию можно объединить в одно предложение, например, «Белка» и «Орешки», «Кошка» и «Мышка», «Собака» и «Охотник» .обучение грамоте дошкольников цель

Когда ваш ребёнок научится составлять предложения об игрушке, по картинкам, можно давать задания типа: «сочини сказку про белочку», лисичку; составь забавную загадку про волка; придумай весёлое предложение про ёжика и прочее.

Как научит ребёнка правильно составлять предложение? Прежде всего следует объяснить, какое слово лучше поставить вначале предложения, т.е. определить порядок слов в предложении. Всё делается наглядно, с приведением примеров, чтоб ребёнок мог подражать речи взрослого, а позднее он усвоит правильное составление предложения. Графическое изображение предложения на листе бумаги в клетку помогает детям наглядно представить, что предложения бывают длинные и короткие, что количество слов в них разное. Можно рисовать кубики, прямоугольники, черточки по количеству слов в предложении. Хорошо для наглядности использовать счётные палочки, кружочки так же по количеству слов в предложении. Пусть дети считают хлопки ладоней взрослого, удары в бубен или барабан по количеству слов. Все эти приёмы оживляют внимание детей к заданному, улучшают восприятие, способствуют развитию памяти. Ребёнок учится не только самостоятельно думать, но и активно использует полученные знания, размышляет, наблюдая за словом, его изменением, улавливает языковые особенности.

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ