Подготовка дошкольников к самостоятельной деятельности

Поделюсь опытом работы по подготовке детей старшего дошкольного возраста к самостоятельной деятельности. 

Воспитание самостоятельной деятельности у детей

Педагоги старшей и подготовительной к школе  групп яслей-сада «Теремок» при обследовании детей обнаружили, что в свободное от занятий время деятельность детей бедна по содержанию и мало результативна.

цель самостоятельной деятельности детей

Вся активность детей выражалась в хаотичном беге по группе, участку, дети мимоходом подбегали к музыкальному уголку, били в барабан, ударяли по металлофону, дудели в дудочки, бесцельно катали кукол на машинах и прочее. Воспитатели этих групп М.И. и А.П. решили начать подготовку к самостоятельной деятельности на занятиях. Например, занятие аппликацией, дети готовят необходимый материал под руководством воспитателей, а после занятия педагоги обращают их внимание на стол, где лежат необходимые предметы для занятий аппликацией: клей, цветная бумага, ножницы, и т.п. и предлагают детям заняться этим видом деятельности  после занятия, вечером. Утром, встречая детей, М.И. и А.П. предлагали детям вырезать  лепестки для ромашек, тюльпанов, геометрические формы и т.п., а вечером — тематику аппликаций из вырезанных форм составить композиции типа: клумба с тюльпанами, ромашковое поле, автомобиль едет по дороге, теремок и т.п..  Кроме того, воспитатели заранее готовили формы предметов, и дети украшали сарафаны для кукол, унты, рукавички и пр..

задачи подготовки дошкольников к самостоятельной деятельности ребенка

В конце занятий по лепке вместе с детьми рассматривали все детские работы и анализировали их. М.И и А.П. предлагали детям, желающим изменить или дополнить свои работы, в вечернее время заняться лепкой. А  чтобы дети не забыли последовательность подготовки и выполнения работы, в уголке М.И. разместила картинки, на которых мальчик готовит материал к лепке, затем он сидит и выполняет работу,  ставит готовую работу на полку и убирает своё рабочее место. Такими же способами воспитатели научили детей своих групп самостоятельному рисованию.

Задачи самостоятельной деятельности детей

Начав работу по  воспитанию самостоятельной деятельности у детей дошкольного возраста, педагоги определили задачи подготовки дошкольников к самостоятельной деятельности:

игры самостоятельная деятельность детей

  1. Поддерживать инициативу детей к любым выдам самостоятельной деятельности.
  2. Развивать стремление дошкольников к самостоятельному рассматриванию иллюстраций к книгам, картины, рассказыванию об увиденном, пересказыванию сказок, рассказов, обмениваться мнениями с взрослыми и друзьями.
  3. Привлекать детей и их родителей к изготовлению атрибутов для сюжетных и творческих игр, к изготовлению костюмов для утренников, оформлению помещений к праздничным мероприятиям.
  4. Развитие самостоятельной творческой деятельности  детей при  помощи  занятий по рисованию, лепке, аппликации.
  5. Воспитывать в детях эстетическое восприятие, эмоциональную отзывчивость, художественно-творческие способности.

самостоятельная деятельность детей

Самостоятельная игровая деятельность дошкольников

Приступив к формированию у детей умения организовывать сюжетно-ролевые игры, воспитатели  начали работу  с занятий по ознакомлению  детей с трудом взрослых. Например:  А.П,, готовя детей своей группы к игре в больницу, на полоску бумаги наклеила картинки: врач осматривает больного, медсестра выписывает лекарства, аптекарь продаёт лекарства, санитарка кормит больных, убирает палаты, фельдшер скорой помощи сидит  у постели больного (меряет ему давление, температуру и пр.) и «телевизор».  В гости к детям приходил сказочный персонаж — Буратино, воспитатель предлагает детям вместе с ним посмотреть по телевизору ленту, которая  протягивается через экран,  дети, рассматривая кадры, объясняют сказочному герою их содержание. 

самостоятельная деятельность дошкольников

На последней картинке дано изображение детей, убирающих все атрибуты на место.  Вечером все вместе пересмотрели атрибуты для игры в больницу, поняли, что необходимо ещё сделать и принести из дома. Воспитатель переговорила с родителями. После такой подготовки дети прекрасно сами могли организовать игру. Ещё долго в процессе игры просили воспитателей записать, что ещё нужно сделать, приобрести или просто принести из дома для данной игры. Игра в почту была организована после экскурсии на почту, где ребята познакомились с такими профессиями, как почтальон, кассир, оператор и т.д.

Точно таким же способом, используя сказочных персонажей, педагоги организовывали детей в свободное время играть за столом в настольно-печатные и дидактические игры типа: лото, домино, различного рода мозаики, а так же использовали в работе словесные игры :

  • «Назови скорей» — воспитатель держит в руках мяч или другую игрушку, называет число, передаёт игрушку рядом сидящему ребёнку, а тот должен назвать последующее или предыдущее число.

виды самостоятельной деятельности ребенка

  • «Что где?» — выходит ребёнок в центр групповой комнаты и дожжен назвать предметы, находящиеся впереди, сзади, справа, слева от него.
  • «Кто больше назовёт?» — уточняются знания детей о геометрических фигурах, цвете, предметах мебели, овощах, фруктах и т.д.
  • «Летает – не летает», «Съедобное – несъедобное», «Живое – неживое», «Что круглое, что овальное?»,
  • «Назови слово»- детям предлагается назвать слово с заданным звуков впереди слова, середине, конце, «Какое слово потеряно?» — например, «спать пора, уснул бычок, лёг в коробку на … (бочок),
  • «Слова-загадки» — детям загадывают загадки, они их отгадывают и должны ответить на вопросы воспитателя типа: короткое слово в отгадке или длинное, какой звук первый в данном слове и т.п. и игры с элементами спорта (баскетбол, волейбол, теннис и т.п.). 

В результате такой методики работы М.И. и А.П. у детей старшего дошкольного возраста повысился уровень умения организовать свою самостоятельную деятельность. Они научились заранее готовить необходимое оборудование и материал для своей деятельности, разными способами осуществлять задуманное, самостоятельно преодолевать трудности, у детей проявились умения переносить свои знания и усвоенные способы действий в другие ситуации.

Advertisement

Комментарии закрыты.