Подвижные игры для дошкольников

Подвижные игры – непременные спутники жизни детей, способствующие всестороннему развитию детей. В детских садах подвижные игры для детей дошкольного возраста используются  как средство развития и воспитания детей. Нельзя упускать такую возможность  в воспитании детей дошкольного возраста в семье.

подвижные игры для детей дошкольного возраста

Подвижные игры детей задачи:

  1. Охрана жизни и укрепление здоровья детей.
  1. Формирование интереса к здоровому образу жизни.
  2. Повышение двигательной активности дошкольников.
  3. Воспитание умственных и нравственных качеств личности.

Все игры, в том числе и подвижные игры для детей, должны соответствовать возрастным этапам их развития.

Подвижные игры для детей по возрастам

  • Организация подвижных игр с детьми раннего возраста – в этом возрасте ребёнок хорошо ползает и начинает ходить. Подойдут малоподвижные игры на развитие органов чувств (осязание, зрение, слух), «Найди игрушку» — звенит колокольчик за ширмой или дверью, его надо найти; «Топ-топ» — ребёнок должен воспроизвести движения взрослого; «Потягули»- хороша игра после сна, можно выполнять несложные движения руками, ногами и прочее; катание мячей, выполнение игровых упражнений с обручем – взрослый по одну сторону держит обруч, ребёнок – противоположную, повторяет движения взрослого или, обруч на полу – упражнения по перешагиванию с различными заданиями и  т.п.

подвижные игры в воспитании дошкольников

  • От двух лет – дети уже умеют прыгать, бегать, начинают понимать, чего от них хотят взрослые. Особое внимание в этом возрасте следует уделять развитию координации движений при ходьбе, беге, координацию руки и глаза.  Здесь игры более целенаправленные: «Догони мяч», «Беги ко мне», «Птицы машут крыльями», «Ловля бабочек» и прочее.  Игры проводятся в основном «ребёнок — взрослый».
  • Организация подвижных игр с детьми от четырёх лет: на прогулке игры типа «Брось – поймай», «Лиса в курятнике», «Самолёты», «Найди себе пару». Цель подвижных игр в этом возрасте – развивать двигательную активность детей, ловкость, быстроту, ориентировку в пространстве. Приучать к самостоятельному выполнению правил.  Ребёнок уже активен, хороши игры на развитие мелкой моторики рук: собирание мелких предметов, шнуровки различные, застёгивание и расстёгивание пуговиц, по развитию движений – «Поймай комара»- игра проводится по-разному (ловить руками, сжимая ладошку в кулак, ловить сачком и т.д.), «С кочки на кочку», «По ровненькой дорожке» и т.д. В  этом возрасте начинают детям показывать упражнения, характерные для спортивных игр: скольжение, имитация ходьбы на лыжах, игры с водой, вхождение в воду и подготовка к обучению плаванию и пр.
  • От шести лет – с  детьми желательно организовывать игры на развитие реакции, выносливости силы, а так же с выполнением всех основных движений (ходьбой и  бегом, лазанием и ползанием, прыжками  и метанием), а так же игры-соревнования, эстафеты.

подвижные игры для детей и взрослых

Роль подвижных игр в развитии дошкольника

Все подвижные игры способствуют воспитанию выносливости и ловкости старших дошкольников. В дошкольном возрасте физическое развитие детей тесно связано с общим  развитием (нравственным, умственным, трудовым,  эстетическим  и развитием речи). Именно в первые шесть лет закладываются все основы здоровья, двигательной  активности детей. Подвижные игры в воспитании дошкольников — создают необходимую атмосферу радости, удовольствия и другие положительные эмоции. В них укрепляются такие физические качества, как быстрота и ловкость движений, глазомер, равновесие, умение ориентироваться в пространстве. Подвижные игры — необходимый и самый доступный способ воздействия на воспитание в детях нравственных качеств личности (умение подчиняться правилам игры, контролировать своё поведение, развивать самостоятельность, инициативу, сообразительность). Неоценима роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста – способствуют активизации  умственных способностей (расширяют знания детей о животных, растениях, насекомых и пр., пополняют запас слов). Тем самым – подвижные игры  являются действенным средством не только в развитии  дошкольников, но в их воспитании .

роль подвижных игр в развитии дошкольника

Пример:  Паша пришёл в детский сад,  совершенно не умея играть и работать в коллективе. Воспитатель заметила его тягу к подвижным играм и старалась в каждую игру вовлекать мальчика, объясняя при этом правила игры и умения ждать начала игры и своевременного действия в ней. Кроме того, обнаружилось, что ребёнок не имеет навыков владения мячом, скакалкой, кеглями, обручами, поэтому он постоянно отставал в играх, где была необходимость пользоваться данными предметами. Мария Захаровна (так звали воспитателя) порекомендовала родителям приобрести данные  предметы и научить своего сына пользоваться ими, добиваться активного движения кисти руки и умения занимать нужное исходное положение. Совместными усилиями родителей и воспитателя к 6 годам Паша освоил  все необходимые навыки владения спортивными предметами и снарядами.

У него оказались хорошие организаторские способности, которые воспитатель  использовала в играх: он часто был ведущим в  подвижных играх, с удовольствием пользовался считалками, выбирая ведущего, был лидером в играх – эстафетах.

 Практические советы:

  • Необходимо как можно больше времени проводить на свежем воздухе, играя с детьми в подвижные игры.
  •  Не следует кутать детей в холодную погоду, одежда должна защищать организм от излишней потери тепла. Чтобы холод принёс пользу, дети должны быть заняты интересным делом. ( смотреть ст. «Развитие двигательных качеств детей», «Игра и физические упражнения»).

цель подвижных игр с детьми

  • После активного движения должен быть небольшой отдых.
  • Не избегайте игр со снегом зимой, с водой – летом.
  •  Следует заметить, что в играх не должны присутствовать отрицательные эмоции, необходимо избегать проявления обиды, страха, озлобления. Пример: Юра любил выигрывать, не допускал проигрыша, дома взрослые делали вид, что проигрывают. Придя в детский сад, он уступал в физическом развитии многим детям и поэтому на первой игре сразу же проиграл. Для него это стало настоящей трагедией, он долго не мог успокоиться, а на следующий день не пришёл в детский сад.  Детей, любящих выигрывать, следует приучать к тому, что в игре важно участие и соблюдение её правил, а выигрыш зависит от правильности выполнения всех требований игры, умения действовать по ситуации, во время прийти на помощь и т.п. Взрослый должен вести себя так, чтобы проигрыш стимулировал выигрыш в дальнейшем. Поэтому тактично, спокойно, доказательно отметить, почему ребёнок или команда детей проиграли.

Значение подвижных игр в воспитании детей заключается и в том, что они создают дополнительную возможность общения взрослых с детьми. В них ребёнок ощущает себя личностью и членом коллектива, он начинает понимать, что такое сотрудничество и для чего необходимо  соблюдение правил игры. Кроме того, во всех подвижных играх присутствует развлекательный момент: многие игры сопровождаются криками, возгласами, толканием и другими резкими движениями, в результате которых возникают  положительные эмоции и ощущения.

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ

No announcement available or all announcement expired.