Показатели развитой речи детей

В статье «Условия развития разговорной речи детей» коротко говорилось о том, как побуждать детей к развитию речи. Сегодня хотелось бы продолжить эту тему и познакомить вас, дорогие родители, с показателями развитой речи детей.

Основы развития речи дошкольников

Наверное, многие из вас заметили, что дети в период раннего детства (до трёх лет) задают много вопросов, которые начинаются со слов: «Почему? Зачем? А как это?» и прочее. Не зря их в данный период называют «почемучками». Живая человеческая речь, как правило, выражает эмоциональное отношение человека к тому, что он говорит. В то же время речь в целом является средством воздействия на человека и общения людей друг с другом. В первую очередь показатели развитой речи детей необходимо рассматривать как:

  1. Правильное произношение звуков и слов.
  2. Правильное по смыслу употребление слов.
  3. Умение правильно изменять слова согласно грамматике русского языка.

В то же время необходимо следить, чтобы ребёнок был здоровым, имел возможность нормально психически, физически и нравственно развиваться, обладал потребностью в общении и имел полноценное речевое окружение.

показатели развития речи детей

Работа с родителями по развитию речи дошкольников

Среди особенностей развития речи детей дошкольного возраста  является их любознательность и интерес. Детям надо часто и эмоционально рассказывать об интересных фактах и событиях из жизни близких людей, произошедших с вами по дороге с работы, об изменениях в природе, о хитрости воробьёв, которые живут на вашем участке, об умной собаке, о шалостях котёнка и т. п. У детей дошкольного возраста  должны быть яркие красивые игрушки, книги, которые они могли бы подольше рассматривать. Если у них притупился интерес к имеющимся игрушкам, книгам, уберите их на некоторые время, а потом вновь вносите понемногу и постарайтесь подробно рассмотреть, покажите им способ действия с ними, который ещё незнаком детям,  почитайте книгу, покажите, как можно рассказывать по картинкам, которые в книге есть, и они вновь заинтересуются игрушкой, книгой.  Книга является прекрасным средством развития речи дошкольников. Ведь именно, слушая чтение, малыш учится запоминать тексты, а позднее пересказывать их и т. п. Следует учесть, что любой разговор взрослого должен быть интересным,  деловым и обстоятельным.

особенности развития речи детей дошкольного возраста

Ребёнок должен почувствовать ваш неподдельный интерес, только  тогда малыш увлечённо будет заниматься с вами. У Тани с мамой в систему вошли разговоры вечером о том, как они провели день. Начались они, когда Тане исполнилось 2 года, и мама заметила, что девочка растёт молчаливой, замкнутой. Мама придумала игру, которую они назвали «Угадай-ка». Приходя с работы, мама рассказывала девочке о каком-либо животном, а Таня угадывала, о ком говорила мама. Например, мама говорила: «Сегодня на автобусной остановке кто-то рассыпал семечки, а птички слетелись, зачирикали и склевали их». Далее следовал вопрос, на который должна была ответить Таня: «Как зовут этих птичек?». Таким способом мама вовлекла девочку в беседу, и у них завязывался разговор. Позднее это стало традицией. Хорошим приёмом при чтении коротких стихов, рассказов, сказок является побуждение детей к договариванию  фраз, слов знакомых произведений. Например, читаете небольшое хорошо знакомое ребёнку стихотворение и просите его договаривать нужные фразы: вы говорите «курица… (ребенок – красавица)…», вы – «у меня … (ребёнок – жила…) и так далее.

В подобных беседах очень важна речь взрослого, которая должна быть чёткой, выразительной, неторопливой. Если вы начали беседу со своим малышом, то тщательно продумывайте все фразы и задаваемые вопросы. И обязательно одобряйте ребёнка за воспроизведение фразы, за правильные ответы, так как всё это обогащает активную речь детей и влияет на выразительность речи дошкольников. Дети очень наблюдательны. Практически, ни одно действие они не пропустят. Если ребёнка что-то заинтересовало, и он подошёл к вам, старается помочь, воспроизводя ваши действия, повторяя фразы, не нарушьте этот эмоциональный контакт. Во время таких бесед, занятий, детям обязательно  следует давать задания, направленные на смену позы, типа: подойди и посмотри, что у меня в руке, куда спрятался зайка, изобрази, как птички зёрнышки клюют и т.п. Хороши так же задания, которые имеют цель научить детей принимать воображаемую ситуацию. Например,  «Котятки спят, проснулись, потянулись», испечь «оладушки», подуть на снежинку  и прочее. При выполнении подобных заданий дети учатся не только игровым действиям, но и у них обогащается речь, развивается воображение и умение создавать  игровую ситуацию.  Всё, что дети усваивают в раннем детстве с помощью окружающих его старших товарищей, способствует не только их умственному развитию, так же и речевому развитию, интенсивному пополнению словарного запаса, овладению темпом речи.

обучение развитию речи детей дошкольного возраста

Уровень речевого развития ребенка

Однако, уровень овладения  речью у малышей неодинаков. Одни, начинают говорить рано, активны в общении, чётко произносят слова, Другие – хорошо понимают речь окружающих, но сами говорят мало и в общении пассивны. Третьи, при хорошем темпе и активном речевом общении, плохо произносят звуки в словах, но всё это легко поправимо. Но, если ваш ребёнок не заговорил к трём годам, необходимо обратиться к специалисту.

Особенности работы по развитию речи определяются уровнем речевого развития вашего ребёнка.  Показателями развитой речи малышей до 3 лет считается:

  • Понимание детьми речи близких и незнакомых им людей, а так же сверстников.
  • Способность к воспроизведению коротких стихов, фраз, песенок, которые малыши услышат от старших, по телевизору и т.п.
  • Умение воспроизводить услышанное с помощью наводящих вопросов взрослого, по картинкам и прочее.

выразительность речи дошкольников

  • Чистота произносимых звуков.
  • Появление сложных предложений, хотя и не совсем правильных, с точки зрения грамматики.

Улучшить эти показатели вам помогут чтение  стихов, коротких рассказов, рассказывание сказок, рассматривание иллюстраций в книгах и отдельных картинок, беседы по игрушкам, а так же игры-путешествия. Игры-путешествия можно организовать в квартире, доме, на участке. В них важно выбрать объекты, на которые вы хотите, чтобы малыш обратил внимание. Данные игры преследуют цель – слышать и понимать речь взрослого, воспитания умения отвечать на вопросы, преодолевая стеснения, застенчивости. Особенно хороши такие игры, когда у вас в гостях есть другие дети. В данном случае вы приучите детей к сверстникам, умению действовать сообща.

В доме Паши очень часто применяли игру-инсценировку «Добрый вечер, бабушка» — когда вечером все члены семьи собирались вместе, по очереди  рассказывали бабушке, свои впечатления о прошедшем дне. Участвовал в этом и маленький Паша.  Такие вечера учат детей общению, свободному изложению мысли.  Так же они воспитывают такое важное качество личности, как внимание к бабушке, которая находится дома и то же нуждается в общении.

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ