Понятие смысла слова у детей

Значение слова для детей

Слово – основная единица языка. Если дети не будут понимать смысла слов, то они не могут понять речь взрослых: их просьбы, указания, похвалу и т.п.

Развитие словаря ребёнка зависит от словарного запаса окружающих его людей, от ориентировки в окружающем мире. Формирование значений слов детей необходимо для их свободного общения с взрослыми и сверстниками, понимания литературы, телевизионных передач, дальнейшего обучения в школе.  

словарные слова упражнения

Взрослые же должны активно использовать любой момент, чтобы у детей развивался интерес к слову. Для этого можно использовать вопросы типа: «Почему так говорят?», «Можно ли так сказать?», «Как лучше и точнее можно сказать?», «Скажи по-другому?» и прочее.

Усвоение детьми значения слова

Чтобы дети могли правильно ответить на подобные вопросы, необходимо научить их понимать речь взрослых и точно выполнять их словесные указания. Например: бабушка просит Тоню: «Положи мои очки  около книги, чтобы я их могла быстро найти, когда понадобятся». Тоня охотно выполняет просьбу бабушки, но кладёт очки не рядом с книгой, а под книгу. Бабушка решила проверить – шалит девочка или не поняла её. Снова просит малышку: «Возьми мою тросточку  и поставь рядом с тумбочкой». Тоня пытается подсунуть трость под тумбочку. Вскоре раздаётся её крик: «Бабуля, никак не «влазит!». В данном случае понятно, что девочка не понимает значения предлогов.

Часто от взрослых можно услышать упрёки в адрес детей во вредности, называют их шутниками и т.п., не понимая, что на самом деле это грамматическая ошибка и её срочно не обходимо исправлять, разъясняя детям смысл предлогов и соответствующих им окончаний. В данном примере Тоню необходимо поправить, сказав и показав в действии, как нужно поступать, выполняя просьбу бабушки.усвоение детьми значения слов

Понимание детьми значения слов

Можно провести  словарное упражнение типа: «Найди предмет» — взрослый прячет игрушку ребёнка, допустим, под подушку. Предлагает ребёнку её найти. Сначала кладите игрушки так, чтобы ребёнок их видел, затем пусть он закрывает глаза или выходит за дверь. Далее упражнения с игрушкой и подушкой проводятся следующим образом: предмет на подушке, за подушкой, рядом с подушкой. Такие упражнения  на значение понятия слова для детей проводятся с двух лет. С возрастом задания усложняются, например, вместо «рядом» говорите слева от подушки, справа, вверху, внизу и прочее. По такому же принципу проводятся упражнения для развития словарного запаса с такими же предлогами, но с другими предметами, в пространстве комнаты. Так же разъясняется значение предлогов «в», «из» — «возьми мяч из коробки, положи мяч в коробку». Вся эта работа совсем несложная, провести её можно в процессе игр, одевания, раздевания ребёнка и в других видах деятельности, а так же проводить как самостоятельную игру. Данные упражнения для понимания слов детьми помогут в развитии связной речи  и правильного понимания речи взрослых, текста литературных произведений, в дальнейшем правильного понимания текстовых заданий в школьных учебниках и словесных указаний учителя.

Упражнения для понимания слов

Содержанием каждого слова является понятие. Мы вправе сказать, что с пониманием слов развивается мышление ребёнка. Наглядность и действенность – особенность детского мышления. Именно поэтому дети лучше всего усваивают слова, указывающие название предметов, их свойства, качество, отношения. Этим объясняется искажение слов, отсутствие в словаре детей абстрактных понятий. Данные особенности позволяют определить задачи:

  1. Активизация словаря детей, т.е. не только знание слов, но и введение их в речевое общение.
  2. Овладение значением слова и точного его соотнесения к объектам окружающего мира.
  3. Освоение обобщающего смысла слова при помощи выделения существенных признаков предметов и явлений.

Упражнения на словарную работу

Предлагаю вашему вниманию словарные  упражнения для детей, способствующие пониманию слов обобщений. Начиная с 2-х лет можно проводить упражнения типа:

  • «Укажи предмет»: можно проводить, накрывая на стол — пусть ребёнок берёт и ставит на стол кружку, тарелку, ложку, блюдце – вы обобщите все эти предметы одним словом (посуда). В игровом уголке – автомобиль, мяч, человек-паук, лото и т.п., слово-обобщение — «игрушки». У книжной полки – учебник, раскраски, сказки – «книги».
  • «Найди друзей» — положите перед детьми картинки с изображением фруктов, овощей, ягод, домашних животных, диких животных, мебель и т.п. пусть ребёнок подбирает картинки по классификации, взрослый же называет слово-обобщение.

упражнение на словарную работу

Игровые упражнения для развития речи:.

  • «Найди по действию» — картинки типа: «кукла спит, играет, сидит и т.п.», «игрушки – звери -музыканты» (попросите взять картинку козлика, играющего на гармошке, зайчика – с барабаном и прочее). Для уточнения можно попросить малыша, сказав ему: «Кажется, у нас зайка играет на балалайке? Принеси (покажи) картинку». Ребёнок может и ошибиться, игра повторяется до тех пор, пока ребёнок не поймёт правильность задания. Картинки или игрушки должны меняться.
  • «Найди по указанному признаку» — проще всего эту игру проводить  с различными геометрическими формами, разного цвета. Детям даётся задание отобрать все фигуры одного и того же цвета, игнорируя форму. Второе задание – отобрать все геометрические фигуры по форме, игнорируя цвет.
  • «Что это?» — называть предметы по описанию взрослого. Например, «тёплая, согревает руки зимой (варежка, перчатка); теплая, надеваем поверх свитера и брюк (шуба), а, если скажете слово «тёплое», то это – пальто). Обязательно обращать внимание на окончание слов.

Упражнения для пополнения словарного запаса и уточнения понятий «целое» и «часть». Такие игры проводят после трёх лет.

словарные упражнения для дошкольников

  • Складывают детали игрушек в одно целое (из кубиков складывают игрушку или картинку), затем разбирают игрушки, далее идёт ремонт игрушек. Любую ситуацию создаёт взрослый.
  • Назови части – взрослый называет целое, например, машина, а  ребёнок пусть называет части (кабина, кузов, колёса, руль и пр.). Далее подобные игры проводятся словесно, без предметов. Можно использовать название частей тела. Взрослый говорит: «Голова», а ребенок перечисляет: «Нос, рот, уши, глаза, брови и т.д». Использовать можно и отвлечённые понятия. Взрослый говорит «Обедать», дети объясняют значение слова: «Накрывать на стол, наливать, раскладывать и прочее».

Упражнения для понимания значения слов (уменьшительные и увеличительные слова)

  • «Медведь – медвежонок».
  • «Кукла – куколка».
  • «Лиса – лисичка» и т.д.

Такие занятия  с детьми проводятся с учётом ситуации или же взрослый должен организовывать правильную для игры ситуацию, обстановку, чтобы у ребёнка появилось желание говорить, вступать в речевое общение. Необходимо понимать, что ведущая роль в развитии словаря  детей принадлежит взрослому. Стихийный опыт приобретения  слов и понимания их смыслового содержания происходит медленно, с трудом и ошибками.

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ