Поощрение ребёнка в семье

Каждый ребёнок имеет право на внимание, ласку, похвалу. Только родительское чутьё подскажет, в какой форме оказывать это внимание и нуждается ли ваш ребёнок в похвале.

Поощрение и наказание для детей

Как и за что хвалить ребёнка? Трудности родителей в использовании приёмов и методов похвалы, поощрения, прежде всего, связаны с тем, что многие из них представляют воспитание, как исправление каких-либо ошибок, неверного поведения ребенка. как хвалить ребенка Такая точка зрения ошибочна, так как воспитывает не столько отрицательное, сколько положительное. Пример, родился ребёнок, он получает положительное подкрепление от матери (прикосновение ласковых рук, улыбка, нежные колыбельные песенки и т.п.).  Слова поощрения детей слышатся и в раннем возрасте очень часто. Когда малыши подрастают, многие родители думают, что более действенны  запреты, замечания, наказания. В действительности же дело обстоит так, что необходимо использовать в воспитании и поощрения, и наказания. Меры поощрения и наказания ребёнка в семье определяют сами родители, что вполне естественно, это две стороны одного процесса. Будет лучше, если поощрение преобладает над наказанием.

Работая с детьми в детском саду, я  очень редко слышала от родителей вопрос, зачем хвалить ребёнка и как  хвалить. Обычно задают вопросы типа: «Что нам делать, сын не хочет собирать игрушки перед сном. Не любит читать. Не слушает, когда его просишь что-либо сделать». Мы решили провести родительское собрание по теме «Дозировка поощрений и наказаний». Перед собранием родителям раздали листок с вопросами «За что хвалим и за что наказываем своего малыша?». Нужно было просто перечислить дела, за которые ребёнок получил похвалу или поощрение. К удивлению самих же родителей  у всех  оказался почти одинаковый результат – число наказаний превосходило число поощрений. Причины и дозировка соотношений были, конечно, разные, но большинству родителей трудно хвалить своего ребёнка, им кажется, что если ребёнок поступает так, как они от него требуют, то это само собой разумеется, вполне естественно. Они сосредотачивают своё внимание на ошибках, промахах малышей.

Поощрения ребенка дома

За что же можно хвалить ребёнка? Поощрять можно и нужно все стороны поведения ребёнка: поощрение детей за хорошее поведение,  усилие, которое делает ребёнок в процессе деятельности. Так:  ваш ребёнок не умеет рисовать, но задание учителя по рисованию выполняет старательно.

Похвалите малыша за то, что он сделал, пусть не очень хорошо, но ведь он ответственно отнёсся к выполнению. Хвалите за полученную четвёрку по математике. Ну и что, что вы ждали пятёрку, ведь четвёрка то же хорошая отметка, её получение связано с усилием и старанием вашего ученика – не заметить этого и не похвалить – большая ошибка. Именно потому, что родители редко хвалят своих детей, у ребят создаётся «хронический дефицит поощрений».

Значение похвалы для ребёнка

Следует помнить, что значение поощрения для детей имеет одну важную  особенность – ощущение успеха, радости собственного достижения. Задача родителей – научить радоваться успеху. правила поощрения детей Поощрение не даёт «тормозить» внутренней радости детей от проделанной ими работы, от затраченных усилий. Очень хорошо, если ваше поощрение подчеркнёт способность ребёнка к усилиям по достижению цели, и его радость от достигнутого успеха.

Меры поощрения ребёнка в семье – поощрением  может служить и благодарность детям. Благодарность можно и нужно проявить за душевную чуткость ребёнка, его доброту по отношению к близким ему людям, умение находить правильное решение в трудной ситуации. Благодарность и похвала особенно нужна стеснительным нерешительным детям. Таким детям необходимо внушать чувство уверенности в своих силах, фиксировать внимание даже на  выполненных относительно лёгких заданиях. Разумеется, хвалить и благодарить следует с учётом особенностей детей, возможностей семьи и действительных достижений. Перехваленный ребёнок трудно приспосабливается к жизни вне семьи. Такие дети очень часто стараются любой ценой получить требуемое вознаграждение.за что хвалить ребенка

Как можно сохранить способность ребёнка радоваться делу? Награждать этим делом. Пример, Даша любила мыть посуду, но ещё была мала и не умела её мыть, а игрушки за собой убирать никак не хотела. Мама пошла на хитрость, сказав ей однажды: «Будешь собирать игрушки перед сном, научу мыть посуду». Уловка мамы сработала. Сначала она научила девочку мыть ложки и вилки, затем кружки, так девочка привыкла мыть посуду после приёма пищи. Вскоре это поощрение переросло в постоянное поручение. Современный быт ограничил потребности в домашнем труде, но всё равно можно найти почётную обязанность для своего ребёнка, если постараться.   Например, ребёнка дошкольного, младшего школьного возраста в качестве похвалы научить пользоваться пылесосом, разрешить играть на компьютере, которыми раньше запрещали пользоваться. Постепенно пусть работа с пылесосом станет его постоянным поручением, а игра на компьютере – наградой. Наградой и поощрением может служить участие ребёнка в подготовке к приёму гостей, приготовлении подарка бабушке на день рождения, уход за животными.  Девочка хочет помогать маме в приготовлении пирога – используйте её желание в качестве поощрения, затем это может перерасти в поручение. Давая ребёнку то или иное поручение в качестве похвалы, вы подчёркиваете возросшую компетентность его, достижения успеха в поведении, в проделанной работе и т.д. меры наказания и поощрения ребенкаВ общем, конкретный путь поощрений и похвалы зависит от условий семьи. Важно при этом одно: предоставляя ребёнку возможность для новых видов деятельности, вы  утверждаете его успехи, которых он достиг, и поощряете на дальнейшее самосовершенствование.

 Нельзя использовать поощрения и наказания в воспитании детей по логике естественных последствий: «хорошо учишься – получай деньги на кино, лакомство». Это больше похоже на подкуп, а не на поощрение. Можно, конечно, материально поощрять ребёнка за хорошую учёбу, только выглядеть это должно солидно, например, как премия за хорошо проделанную работу. Иначе в сознании детей внедрится представление о том, что важно получить хороший балл, а как  будет достигнут успех, особого значения не имеет. Следует помнить, что однажды может случиться так, что вкус конфеты окажется для ребёнка горьким.

Правила поощрения детей  Я.Корчак определил примерно так — ребёнку необходимо внушать чувство уверенности, фиксировать внимание на его достижениях и успехах. При этом очень важно, чтобы похвала и поощрения были для детей стимуляторами к самостоятельной  деятельности, но в то же время не следует переутомлять ребёнка своими требованиями, не завышать их, а показать, как успешно малыш может справиться с работой.  

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ