Познавательный интерес у детей

Познавательный интерес значение

При подготовке детей к школе важно, чтобы родители понимали, что необходимо решить некоторые задачи, способствующие умственному развитию детей:

  1. Повышать умственную работоспособность детей, развивая психические процессы: (память, мышление, восприятие, воображение) и способности в основных видах деятельности (игра, труд, учение).
  2. Помочь овладеть навыками умственной работы: развивать наблюдательность, умение анализировать, сравнивать, выделять, обобщать характерные признаки предметов и явлений. Совершенствовать все стороны речи..
  3. Развивать познавательный интерес дошкольников.

Дети по своей натуре любознательны. Это заложено у них от рождения. Познавательный интерес дошкольников  является одной из важнейших задач умственного развития.

познавательный интерес

Познавательный интерес в обучении детей:

  • Помогает развивать способности детей, повышает качество мыслительной деятельности.
  • Благоприятствует формированию психических процессов.
  • Формирует глубокие и прочные знания.
  • Расширяет кругозор детей.
  • Выступает стимулятором деятельности ребёнка.

Развитие познавательных интересов у детей

Развитие познавательных интересов в дошкольном возрасте заслуживает особого внимания. Представления об окружающей действительности  приходят к детям самыми разнообразными путями.  Например, дети средней группы знакомятся с игрой  «У медведя во бору», воспитатель, прежде, чем познакомить их с правилами игры, объясняет значение слова «бор» и поясняет, что ягоды и грибы в нём растут, и медведи  их летом с удовольствием едят. Новые знания дети получили  в результате общения с воспитателем во время прогулки.  Чем бы ни был занят ваш ребёнок, он обязательно узнаёт что-нибудь новое о предметах, с которыми действует, явлениях, которые наблюдает и прочее.  Другими словами можно сказать, что во всех его занятиях присутствует познавательная сторона.

Познавательный интерес  ребёнка возникает  рано и разными способами. В результате ребёнок приходит в школу с широким кругом сведений. Здесь самое важное – сведения детей, их знания отрывочны, не систематичны, так как малыш получает все сведения на протяжении всей жизни, и они подчинены логике его жизни, а не логике действительности и науки.

Познавательный интерес в обучении

Следует заметить, что поступление в школу, не отменяет такого способа получения знаний, и способ этот сосуществует совместно со школьным обучением через книги, фильмы, игры, общения с взрослыми, старшими товарищами и сверстниками, из средств массовой информации  и другими путями. Большая часть сведений может никогда не стать предметом изучения в школе.

познавательный интерес ребенка

Пример: Витя собирался в школу с большим интересом, он умел хорошо читать стихи,  мог увлечённо и с интересом рассказывать об увиденном на прогулках, услышанном, иногда мог задать вопросы, которые, нередко, ставили взрослых в тупик.  Родители считали мальчика полностью готовым к школьному обучению, восторгались его умными вопросами и прочее. Но вот весной, придя в гости к родственникам, они наблюдали за двоюродной сестрой Вити, которая с радостью им сообщила, что у них был выпускной в детском саду, и она пойдет осенью в школу. Витя сказал, примерно такие слова: «Она ещё не знает, что это такое!».  Что же произошло? Ведь родители считали, что ребёнок с удовольствием ходит в школу. Понаблюдав за сыном, они пришли к выводу, что  мальчик привык к внешним атрибутам в школе, утвердился в новой роли, и интерес к школе пропал, т.е. пошли однообразные будни.  В данный момент важно родителям понять  своего ребёнка и пробудить у него мотив учения. Иначе говоря, следует поставить цель – учиться именно потому, что ребёнку хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения. В данном случае речь идёт не о том, чтобы вносить в учение занимательность, хотя и она нужна, а искать радость в процессе учения.

познавательный интерес и познавательная деятельность

Давайте мысленно посмотрим на детей или вспомним детей (себя), занятых так называемой продуктивной деятельностью, ( лепят, рисуют, конструируют и прочее) в  результате они получают какой-либо реальный предмет: рисунок того, что хотел изобразить, скульптуру кошки, собаки, грибка, сконструированный автомобиль, диван и т.п.  Результатом учебной деятельности является оперирование научными понятиями, их усвоение, в результате которого происходит изменение самого ученика. Иначе говоря, происходит усвоение новых знаний, приобретение детьми новых способов действий, возможно, со  знакомыми им предметами, изменение взгляда на эти предметы. Вывод – ребёнок в процессе учения изменяет сам себя. Например, ученик решает задачу – в результате получил решение, если это правильное решении, то эффект результата вдвойне приятен, написал сочинение – результат — написанная работа. Все эти результаты оцениваются учителем и другими учениками. Каким  мотивом  может побуждаться такая деятельность? Только мотив собственного роста, направленного на улучшение результата.  Многие родители умело поддерживают мотив улучшения работы своего ребёнка. Например,    в  Димином (первый  класс, конец учебного года)  классе писали сочинение на тему: «Добрым быть совсем не просто» по мотивам сказок «Лиса и заяц», «Кот, Петух и Лиса».

познавательный интерес его развитие

Дима опирался на содержание мультфильмов и получил оценку «хорошо». Мама, прочитав его сочинение, сначала похвалила за содержание и хорошие слова, использованные в работе, но обратила внимание сына на то, если бы он прочитал сказки, сочинение получилось бы интереснее, так как там  много слов, которые используются только в сказках.  Таким способом мама, поддерживая своего сына, направляла его действия на совершенствование, тем самым развивала мотив учения.  Таким образом,  у Димы сформировалась позиция ученика не только посещающего школу, а  ученика, аккуратно выполняющего все задания учителя. Именно такой подход к мотивации учебной деятельности можно назвать познавательным. Познавательные интересы направлены не только на приобретение информации о явлениях окружающей действительности, но и  на усвоение способов действия в рамках учебного предмета.

В заключении хочу посоветовать вам — при выполнении детьми домашних заданий дать им возможность, хотя бы полчаса, позаниматься делами по их собственному усмотрению, только не бездельничать. Это один из путей формирования познавательного интереса и его развития, воспитания самостоятельной активности в добывании знаний, реализации познавательных процессов в практической жизни. Запомните, что выполнение школьником домашних заданий должно воспитывать навыки самостоятельной деятельности.

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ