Предметное окружение детей

Знакомство детей с предметным окружением

Ознакомление детей с предметным окружением лучше всего начинать  с называния предметов  домашнего обихода, учить малышей умению  выделять их существенные и несущественные признаки, группировать предметы, например: стол, стул, кресло, диван – мебель; кружка, стакан, тарелка, вилка, ложка – посуда и прочее.

ознакомление детей с предметным окружением

Кроме того, следует знакомить  детей с  материалами, из которых изготовлены те или иные предметы (глина, бумага, ткань, дерево, пластмасса), с их свойствами (мягкий, твёрдый, тонкий, мнётся, ломается и прочее)  и способами действия с ними (резать, жарить, варить:  на сковороде – жарят, в кастрюле варят, из тарелки едят,  ложкой, вилкой то же едят и т.п.) Кроме того, необходимо прививать малышам понятия причинной зависимости между предметами, некоторыми явлениями (например, чашка упала и разбилась) и побуждать их к правильному названию предметов.

Предметное окружение детей дошкольного возраста

Знакомим детей с предметным окружением, правильно называя предметы обихода, показывая их малышу и поясняя способы действия с ними, а так же логические связи между предметами. Например, кровать – на ней спят, отдыхают. Вспомните сказку «Кошкин дом»: «это стул, на  нём сидят, это стол – за ним едят». Так и с детьми – коротко, понятно и доступно пояснять назначение каждого предмета и логические связи между предметами.

знакомим детей с предметным окружением

Следует начинать учить детей группировать предметы. К сведению – дети младшего дошкольного возраста часто словом посуда обозначают всё, что знают из этой группы предметов. Задача взрослых – научить своих малышей правильно не только пользоваться предметами быта и ближайшего окружении, но и называть их. Диван и стул – мебель на стуле сидят во время обедов, занятий и т.п., на диване можно сидеть, а можно и прилечь, отдохнуть, даже можно использовать его вместо кровати, т.е. – спать.

Игры предметного окружения для детей

 Для уточнения полученных детьми знаний применяйте игры предметного окружения:

  • «Назови, как использовать предмет» — игра-путешествие — идите по комнатам и разговаривайте со своим сыном (дочкой) о предметах и их назначении.
  • «Что лишнее?» — поставьте или разложите перед ребёнком группу предметов и добавьте предмет из другой группы (среди предметов одежды, поставьте кастрюлю, озвучьте задание и пусть малыш выдаст результат).
  • «Бантик из бумаги и ткани» — эта игра с элементами опыта. Покажите сделанные бантики из бумаги и ткани, пусть дети действуют с ними, сами сомните бантики и покажите ребёнку результат, предложите разорвать банты, далее – вывод. В данном случае от детей, если они затрудняются, не требуется умения словесно озвучить результат действий. В этом возрасте важно привитие понятия о том, что все предметы сделаны из материалов, а материалы разные по своим свойствам.игры предометного окружения для детей
  • Игры на определение цвета. Такие игры обычно проводятся с картинками – на начальном этапе лучше давать малышам картинки с цветовыми пятнами, в этом случае внимание детей легче концентрируется на цвете. Далее предлагайте одинаковые фигуры разного цвета (кружочки, сарафаны и прочее), постепенно вводите к ним другие фигуры. Хороши игры типа: «Подбери кукле платье такого же цвета, как пальто», «На жёлтый поднос положи жёлтые предметы» и т.п.
  • На определение формы. Формы не раскрашивают, а дают в графическом изображении для лучшей концентрации внимания на форме. Когда дети усвоят понятие формы, покажите им эти формы в предметах быта (окно – прямоугольник; стол – прямоугольник, круг; табурет – квадрат, круг; диван похож на прямоугольник и прочее).
  • Величина. Игры на определение предметов по величине лучше всего начинать проводить на конкретных вещах (кровать большая и маленькая; стол, стул большой и маленький; пальто большое – папино, маленькое – Ванино и т.п.)

К предметам ближайшего окружения относятся и продукты. Дети должны знать овощи: огурец, помидор, картофель, редиска, морковь, свёкла; продукты: сахар, соль, чай заварка, макароны, крупы – сыпучие предметы;  хлеб – его пекут, воспитывать бережное отношение к хлебу.  Приветствуются опыты с продуктами и выводы из этих опытов. Например, заварите чай, налейте в стеклянный стакан и всыпьте в него сахар, посмотрите – сахар лежит на дне, перемешайте сахар ложкой, посмотрите снова. Вывод? Рассмотрите чайную заварку сухую и распаренную. Вывод.

предметное окружение дошкольников

Хочу обратить внимание, что от детей проговаривание вывода требовать не следует. В младшем дошкольном возрасте даются понятия. Но, тем не менее, повторять выводы, сказанные взрослым, необходимо. Уместны игры с куклой и игрушками, изображающими зверей и животных: «Угостим Таню чаем», «Накормим Зайку морковкой, Мишку – малиной, кошку – молоком, телёнка – травой» и т.п. Правильно поступают  те родители, которые готовя обед, разговаривают с малышами, говоря о порядке приготовления, прося детей помочь им почистить морковь, помыть укроп и прочее.  Игры по ознакомлению с предметным окружением  «Овощи с базара», которую очень любят и которую можно проводить в сопровождении песенки «Однажды хозяйка с базара пришла…» Цель подобных игр – продолжение знакомства детей с овощами, правильном их назывании и использовании.

Младшие дошкольники должны знать, что такое книга – через книгу мы узнаём содержание сказок, рассказов и стихов. Необходимо формировать бережное отношение к книге: приучать детей рассматривать книги, сидя за столом, с чистыми руками, осторожно переворачивать страницы, убирать книгу на своё место после просмотра.     

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ