Преднамеренная связная речь

Связная речь — это не просто «мысли вслух», а  последовательное и правильное использование слов и предложений, связанных друг с другом по смыслу. Самые простые задания связного высказывания — это пересказ небольших сказок, доступных по содержанию маленьких рассказов.

Очень важно, чтобы родители рассказывали детям сказки, читали интересные и доступные их пониманию рассказы. При этом необходимо знать и помнить, что в процессе рассказывания  или чтения , встретятся новые для ваших детей слова и понятия . А какие слова новые  мама и папа, конечно же, знают. Например, при знакомстве со сказкой «Морозко» дети узнают новые слова «мачеха и падчерица», в сказке «Зайкина избушка»  для них новое слово «лубяная». Значения таких слов необходимо разъяснить детям перед чтением или рассказыванием или после него. Важно, чтобы им был понятен смысл слов и выражений, от которых зависит понимание смысла всего текста.

После прочитанного или рассказанного текста

Обязательно нужно привлечь внимание детей на этическую сторону в поведении и поступках героев. Так, в сказке «Царевна — несмеяна» следует заострить внимание на то, что царевна просто капризная, а Проша-работник добрый, внимательный, заботливый, находчивый, а все зверушки, насекомые и рыбки, чьи просьбы выполнил Проша умеют быть благодарными. (Сказка печатается под редакциями разных авторов, поэтому имена героев могут быть разными, но суть не меняется). Вот такой нравственный посыл несет эта сказка, и дети должны это понимать. Кроме того, зная текст и понимая его содержание, легче будет пересказывать. Существует мнение, что для чтения детям необходимо rech_1подбирать художественные произведения предельно простые, с нераспространенными  предложениями,  чтоб  в них как можно меньше встречалось причастных и деепричастных оборотов, сложных приложений разного характера. Мнение это в корне неверное. Практика показывает, что дети не совсем понимают сами обороты, употребленные в тексте, но смысл текста для них понимается правильно. Встречая в произведениях сложные предложения, сравнения, метафоры и прочее, у них формируется пассивный запас слов, который позднее превратится в активный. Бедная литературная речь тормозит развитие речи ребенка и обедняет ее. Например, читая сказку К.Д. Ушинского «Лес и ручей», мы слышим: «…пробегая во влажной лесной темноте посреди болот и мхов, ручей жалобно роптал,  что лес закрывает от него  ясное небо, и далекую окрестность, не пропускает к нему ни ярких лучей солнца, ни шаловливого ветерка.» Это сложное предложение с деепричастным оборотом  и множеством однородных членов, но в нем точно обозначены логические связи между явлениями, описанными в нем. Давайте упростим такое предложение: «Ручей бежал по лесу. Лес был болотистый, замшелый. Лучи солнца не проникали к ручью. Ручей не любил за это лес и роптал на него». Не скажешь, что  плохо, но такое изложение совсем не обогащает речь детей, не развивает их воображения, что замедляет развитие образной, красивой речи.

731cbec9978ea5211bb32e362ccb2d2cДля более достоверной передачи содержания текста

Важно, чтобы ребенок мог ответить на вопросы взрослого. При этом необходимо знать такую особенность: вопрос, обращенный к ребенку, должен быть задан так, чтобы он ответил на него предложением, а не однозначно или простым перечислением событий. Например, по сказке «Царевна-несмеяна» лучше задать вопросы: Почему Царевну назвали Несмеяна?  Как Проше-работнику удалось рассмешить ее? Почему насекомые, сом и другие зверушки помогли Проше? Такая постановка вопросов заставляет детей думать и давать логический и развернутый ответ. Когда поймете, что ваш ребенок усвоил содержание сказки, рассказа,  попросите его пересказать Вам.

Формирование способностей к пересказу, как к самой простой форме монологической речи, подготавливает детей к составлению самостоятельных рассказов.

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ