Приобщение детей к восприятию художественных произведений

Ранее в статье «Ваш ребенок будущий ученик» я писала, что при переходе дошкольника к школьному обучению важно, у детей сформировать чувство ответственности, дисциплинированности и самостоятельности.

В этой статье хочу заострить внимание родителей будущих первоклассников на умении любить книгу: рассматривать иллюстрации, слушать и воспринимать содержание текста, так как через книгу дети удовлетворяют свою любознательность, через умение слушать — понимать прочитанное, они учатся красиво говорить, а в дальнейшем письменно оформлять свои мысли. 

На момент поступления в школу

Дошкольники должны знать различие между сказкой, рассказом, стихотворением, басней. Хорошо, если у вашего ребенка будут развиты исполнительские навыки при чтении стихотворений, перессказывании сказок, рассказов, участии в драматизациях (эмоциональность, естественность поведения, умение, использовать мимику, жесты). Кроме того, обращайте свое внимание на то, чтобы дети использовали в своей речи прилагательные, причастия, деепричастия, умении бы пользоваться сравнениями, эпитетами, правильно делать ударения. Очень важна и моральная сторона восприятия содержания сказок, рассказов: сочувствие героям или наоборот их осуждение, умение проявлять сострадание полюбившемуся персонажу.
Всему этому предшествует кропотливая работа, как взрослых, так и детей. Ребенок с рождения вслушиваетсяbabysitter в слова матери, реагирует положительно на пение колыбельных песен. Уже с 1,5 лет начинайте приучать их слушать и понимать потешки, сказки типа: «Киска-Киска», «Катя-Катя», «Солнышко-ведрышко», «Птичка», «Кто как кричит» и т.п. Сопровождая свой рассказ показом картинок, взрослый улучшает и ускоряет понимание текста читаемого произведения. Чтение можно сопровождать так же показом образных игрушек (зайчики, петушок, курочки, игрушки животных и т.д.) Позднее переходите к рассказыванию или чтению без сопровождения наглядности, а предоставьте детям возможность выполнять несложные движения руками, ногами по ходу текста. Например: при рассказывании потешки «Зайка серенький» сопровождайте текст показом движений рук, ног (шевелит ушами, дрожит, когда зайке холодно, греет лапки). Всегда обращайте внимание на интонацию, ударение на главные слова. Этим вы с раннего детства научите своего малыша умению выразительно и эмоционально излагать свои мысли. 

Детям после двух лет

Чаще читают тексты, доступные пониманию без наглядного материала, но уже поощряются детские попытки воспроизвести текст или повторять его за взрослым: можно попросить ребенка договорить фразу, начатую взрослым, повторить строчку стиха. Кроме того, при рассматривании иллюстраций к тексту, детей необходимо учить отвечать на вопросы типа: «Кто это? Что это? Что делает?. А детей с 3 лет уже 5512_5учат слушать сказки и следить за развитием сюжета, т.е. , слушая сказку «Теремок», дети должны проследить последовательность прихода животных к домику, что с ними случилось в конце сказки. В той же сказке «Теремок»почему Медведь сломал домик? Не потому, что он злой и сердитый, а потому, что большой, и домик для него оказался крошечный. Именно в этом возрасте происходит оценка поступков персонажей сказок, рассказов. Например, сказка «Кот, петух и лиса» — спросите детей: «Кто больше всего понравился в этой сказке?» Я уверена, что вы получите ответ: «Кот». А почему? Да потому, что он любил и заботился о Петушке, несмотря ни на что всегда его выручал из беды. «А почему Петушок все время высовывался из окошка?». «Потому, что он любопытный, а Лиса этим пользовалась».
Необходимо начинать приучать детей запоминать короткие стихи, потешки, это способствует развитию памяти, внимания.
 

Детям с 4-5-лет

Следует продолжать поддерживать интерес к сказкам, рассказам, стихам, умению отвечать на вопросы и оценивать поступки героев произведений, добавляя при этом обучение детей пересказу небольшого текста. Кроме того, желательно рассматривать иллюстрации к сказкам, оформленные художниками Ю.Васнецовым, Е. Рачевым, Е. Чарушиным.
 

Детям 5-6 лет

Формируют способность эмоционального отношения к литературным героям, прививают интерес к чтению больших произведений (по главам). Знакомят с фольклором, характерным для Россиян и людей, живущих в данной местности, учат разгадывать загадки, четко произносить скороговорки. Именно в этом возрасте дается понятие жанра произведения (сказка, рассказ, повесть, былина, басня), а так же начинается знакомство с книгой: обращайте внимание детей на оформление книги, иллюстрации. Сравнивайте иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению. Между прочим от того, знаете вы или chtenie10_Previewнет, какие книги предпочитает слушать ваш ребенок , зависит очень многое. Приведу пример: В.Маяковский о своем первом впечатлении о книге писал: «Моя первая книга — какая-то «Птичница Агафья». Если бы мне в то время попалось несколько таких книг, — бросил бы читать совсем. К счастью вторая — «Дон Кихот». К чему я привела этот пример? Только к тому, уважаемые родители, что если ваш ребенок не хочет слушать читаемое вами произведение, не отчаивайтесь. Ищите то, что ему понравится, и у Вас все получится. А в дальнейшем — поддерживайте интерес и симпатии к книгам и их героям, следите за выразительностью детской речи и используйте богатство родного языка в разговорной речи с детьми.
Знакомство детей с художественной литературой является могучим средством умственного воспитания вашего ребенка, окажет влияние на развитие речи , нравственных и эстетических чувств.
Надо помнить еще об одном — дети дошкольного возраста — слушатели, а не читатели, и смысл художественного произведения до них доносит взрослый. Значит перед родителями стоит задача — донести до своего ребенка понимание текста, раскрыть замысел автора, сочувствие и сопереживание героям сказки, рассказа, басни и т.п.

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ