Природа в жизни детей

Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский оценивал природу как «вечный источник мысли», который способен заложить в умы и сердца детей «умное, доброе, вечное».

Природа а жизни детей дошкольного возраста

Роль природы в жизни ребёнка трудно переоценить, но следует научить своих малышей видеть и чувствовать всё происходящее вокруг. Именно для этого служат наблюдения за ближайшим окружением, которые обогащают представления и знания детей об изменениях, существующих в природе, жизни животных растений, птиц, насекомых. Так же детям необходим определённый набор знаний о неживой природе. Кроме того, дети познают зависимость образа жизни людей, животных об этих изменениях. Наблюдения в природе бывают случайными, неожиданными и целенаправленными, специально организованными. В данном случае следует понимать, что каждый день в природе неповторим, и взрослые должны использовать любой подходящий момент для наблюдений природных явлений, за птицами, животными, растительностью.природа в жизни детей дошкольного возраста Например, вы вышли с малышом на улицу, а у кормушки на участке обедают синички. Ваши действия? Естественно, вы обратите внимание на то, что едят птички, их внешний вид, объясните ребёнку, что не нужно пугать синичек, так как на улице холодно и им надо поесть. Таким неожиданным способом вы дадите своему малышу элементарное представление о кормушке для птиц, сформируете понятие доброго отношения к птицам и заботы о них. Постепенно подводите детей к пониманию того, что животные ходят, бегают по земле, птицы летают в воздухе, ходят и прыгают по земле, рыбы плавают в воде и т.п. Побуждайте своих детей выражать не только восхищение животными, птицами, рыбками, но и желание о них заботиться.

Природа в жизни детей раннего возраста — это красота, множество красок и их оттенков, и всегда находится что-то новое. Роль взрослых сводиться к тому, чтобы поддержать интерес к данной красоте, дать понятие о деревьях, траве, цветах, животных и птиц.

При наблюдениях за сезонными изменениями у младших дошкольников формируются элементарные представления об этих изменениях. Например, весной вы рассматриваете появившуюся зелёную траву, листики на деревьях. Обращаете внимание малышей на то, как становится красиво вокруг, как весело и легко прыгают птички. Летом – наблюдаете за цветением трав, цветов, листья на деревьях большие и потемнели, птицы выводят птенцов. Осенью любуетесь вместе с детьми разноцветными листьями деревьев, объясняете им, что на улице становиться холодно и деревья готовятся к отдыху, спячке, цветы отцвели, взрослые убирают урожай, трава скошена на корм скоту, птички вывели птенцов и обучают их летать, готовятся к зиме и т.п. Зимой, как снег укроет землю, наблюдайте за трудом людей в зимний период, объясните, как зимуют животные и звери, птицы. Изготавливайте из снега поделки.

В младшем дошкольном возрасте дети проявляют внимание ко всему, что происходит вокруг них. Им интересно – что такое снег? Покажите им это. Понаблюдайте за снежинками,

наберите в стеклянную банку снег и поставьте в доме, через некоторое время посмотрите, что стало со снегом (растаял, стала вода, причём, в ней много сора и, она мутная). Таким простым опытом вы покажете своему малышу, что снег есть нельзя. Далее поясните малышу, что вода жидкая, её можно переливать из сосуда в сосуд, она бывает холодная, тёплая, горячая. Попробуйте летом поставьте воду в баночке на солнышко и объясните малышу, что на солнце вода греется, становится тёплой. Песок в песочнице сухой, сыпучий, но если его смочить водой, то из него можно лепить различные фигуры, как с помощью формочек, так и руками. Летом можно проводить много опытов с растениями и водой. Позднее дети поймут взаимосвязь между ними. С младшего дошкольного возраста учите своих детей наблюдать, делать элементарные умозаключения из своих наблюдений. Подведите малышей к пониманию того, что всё живое на земле нуждается в солнце, воздухе и воде.

Природа в жизни детей дошкольного возраста — сформированность понятий и представлений детей о смене времён года, зависимости жизни животных и человека от этой смены, закрепление умений вести себя в природе, воспитание нетерпимости к бессмысленной порчи деревьев и кустарников, травы и цветов и т. п., стремление ухаживать за животными и птицами, обогащение знаний о неживой природе.

ознакомление детей с природой в повседневной жизни

Ознакомление детей с природой в повседневной жизни

Для закрепления наблюдений в природе используйте художественные произведения для детей младшего дошкольного возраста Е. Чарушина «На нашем дворе», В. Бианки его короткие рассказы о птицах и животных, З. Алексаноровой «Утром», Л. Толстого «Слушай меня, мой пёс…», С.Маршака «Сыплет, сыплет снег…», А. Барто «Снег», А. Прокофьева «Солнышко», О. Высоцкой «На санках» и прочее. Чаще используйте с детьми стихи, песенки, фольклорные произведения: сказки, потешки, шутки, прибаутки, пословицы, загадки.

К сведению родителей:

Тематика наблюдений за объектами живой природы с детьми младшего дошкольного возраста:

  • Животные кошка, собака и их детёныши. Если есть другие домашние животные, пусть дети их тоже знают;
  • Птицы: голуби, воробьи, вороны, синички, утки, гуси, куры;
  • Насекомые: бабочки, майские жуки, божьи коровки, червяки;
  • Деревья : ель, берёза и характерные для вашей местности деревья (рябина, черёмуха и т.п.), кустарники-сирень, смородина; травянистые растения и цветы;
  • Фрукты: яблоки, груши, ягоды;
  • Овощи: репа, морковь, огурец, помидор, свёкла.

роль природы в жизни ребенка

Цель всех наблюдений учить детей узнавать по внешним признакам цветы, траву, деревья, кустарники, овощи, фрукты, а так же распознавать их по вкусу. У животных и птиц называть части тела, основные признаки по сходству и различию, способ передвижения, уметь находить их на картинках.

Неживая природа – солнце, небо, дождь, ветер, снег, вода, песок.

Значение природы в жизни ребенка

Все наблюдения способствуют развитию умственной и речевой активности дошкольников, вызывают у них интерес к природе, желание узнать как можно больше. Следует помнить, что знания и умения младших дошкольников должны быть подкреплены практикой, т.е. взаимодействием с природой. Дети должны уметь обследовать предметы с помощью всех анализаторов и уметь делать свои умозаключения. Кроме того, дети наблюдают труд взрослых в разные времена года, и очень важно поддерживать их интерес, а так же самих ребят привлекать к посильному труду в природе. Развивая трудовые умения и навыки при ознакомлении с природой, необходимо учитывать возрастные особенности дошкольников. Так, для малышей важен не результат труда, а сам процесс. Для этого важно не мешать детям, наблюдающим за вашими трудовыми действиями, поощрять их подражание вашим действиям. Научите детей работать лопаткой, грабельками, привлекайте к выполнению несложных поручений. Приучите малышей наблюдать за трудом взрослых на участке, улице. Объясняйте им каждое действие, покажите, как надо рыхлить землю, для чего необходимо поливать цветы и прочее. Всё это помогает развитию познавательного интереса и бережного отношения к объектам природы

Надеюсь, что эти небольшие советы помогут вам в знакомстве малышей с природными явлениями.

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ