Произведения малых форм для детей дошкольного возраста

Малые формы произведений

Маленькие стихотворения, загадки, пословицы, скороговорки, шутки, считалки, небылицы, перевёртыши, которые  дети любого возраста охотно слушают, заучивают.  

произедения малых форм для детей

Произведения малых форм для детей

Маленькие стихи, потешки необходимо подбирать по возрасту дошкольника. С детьми до 3 лет используют в основном потешки типа «Наша уточка с утра…», «Пошёл котик на торжок», «Кисонька-Мурысонька» и пр., а так же литературные произведения малых форм — стихи А.Барто из серии «Игрушки», «Кто как кричит»; В. Берестова «Большая кукла», «Котёнок»; К. Чуковского «Федотка», «Путаница»; М. Лермонтова «Спи, младенец» и многие другие. Эти произведения дети легко запоминают.  Маленькие стихи так же уместно применять, когда мы хотим добиться правильного произношения звуков. Например, заучите с малышом стихотворение «Кот на крыше» — упражнение в правильном произношении звука «Ш»,  в дальнейшем это стихотворение легко можно превратить в игру.

С детьми после трёх лет следует начинать применять пословицы и загадки. Пословицу лучше применять при первичном объяснении явления, свойства материала и т.п. (Чище мойся, воды не бойся; была бы охота – будет ладиться работа)  или же, наоборот, чтобы проверить усвоил ли ребёнок материал. Например, в беседе о весне уместно применение пословиц: «апрель с водой – май с травой», «Вода с гор потела, весну принесла», «Много снега – много хлеба» и прочее.

Для отгадывания загадок, так же, как и для разбора пословиц, дети должны иметь определённый запас знаний о предмете, явлении, опыт сопоставления предметов и явлений между собой. Поэтому, подбирая загадку, следует учитывать доступность её содержания.  Например, загадываем загадку про карандаш: «Чёрный Ивашка, деревянная рубашка, где носом поведёт, там заметку кладёт» (карандаш). Если  ребёнок  никогда не работал с карандашом, то он никогда не отгадает загадку. «Пляшет крошка, а всего одна ножка»  (юла). художественное произведение малой формыКак ребёнок сможет отгадать загадку, если он не видел ни разу юлу и не производил с ней действия?  Рассмотрим пример с юлой – показываете малышу юлу, показываете способ действия с ней, даёте какое-то время поиграть с ней, а затем загадываете загадку. Если ребёнок не смог дать отгадку, задайте наводящие вопросы. Они будут звучать примерно так: Что у тебя в руках? Сколько ножек у Юлы? Как пляшет юла, покажи. И снова повторите текст загадки. То же самое происходит, когда знакомите детей с временами года, с различными материалами.По такому же способу идёт разбор содержания пословиц. Точно так же в определённой ситуации применяются скороговорки (в качестве материала в упражнении на правильное произношение звуков) или считалок (как сигнал к началу игры или повторного пункта в игре) и художественные произведения малых форм. Дети в дошкольном возрасте нуждаются в детализации художественных образов, так как их жизненный опыт  очень мал, многие представления о жизни не сформированы.

литературные произведения малых форм

Для конкретизации образов, явлений можно использовать картинки, игрушки, натуральные предметы (овощи, фрукты, посуду и т.д.), наблюдения, рисунки – словом всё, что обогатит представления детей, облегчая им восприятие  произведений малых форм.

Цель произведений малых форм

Использовать их можно как:

  • Речевой материал, который даёт первичное представление о предметах.
  • Для тренировки памяти, воображения, мышления и речи.
  • С целью обогащения представлений детей, облегчая тем самым восприятие малого жанра.
  • Считалки служат сигналом игры или другого действия.
  • Формирования умений у детей слушать и воспринимать речь взрослого, в правильной последовательности воспроизводить текст.
  • Формировать представления детей о предметах и явлениях и закреплять эти представления.
Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ