Работа детей с комнатными растениями

уход за комнатными растениями Одна из форм умственного воспитания ребенка – наблюдения и уход за комнатными растениями, начиная с 3-летнего возраста.     Цель работы —  стремиться,   чтобы у детей появилось желание ухаживать за цветами:  с помощью взрослых поливать их, сажать лук в ящички, наблюдать за ростом  растений, определять цвет листьев и цветов. Воспитывать у ребят наблюдательность, внимание и навыки трудолюбия.

Яркие растения дома

Когда взрослые  заметят, что ребенок интересуется цветами на окне, полезно с ним поговорить о них: сравнить их по цвету, позднее сравните листья по величине. Во время цветения обратите внимание ребенка на то, какие красивые яркие цветы. Если они разного цвета, называйте эти цвета, сравнивайте бутоны по величине.

Кроме того, дети должны видеть, как взрослые ухаживают за растениями  (убирают сухие листья, моют поддоны, поливают и т.п.). Желательно детей  3-4 лет привлекать  к уходу за растениями, поэтому дома должны быть маленькая лейка с длинным носиком и распылители; можно привлекать детей этого возраста к протиранию крупных листьев, убирать сухие листья, которые с  растений собрали взрослые:

  • растения, за которыми  дети могут ухаживать, сначала под руководством взрослых, а  затем самостоятельно  —    фикус с крупными и твердыми листьями (можно несколько разновидностей), бегония круглолистная, другие растения с крупными или вытянутыми  листьями, которые дети могут протирать сами;
  • растения, названия которых должны дети знать в 3-4-летнем возрасте: герань красная,  традесканция, фикус, драцена, ознакомление детей с комнатными растениямипримула, бегония, бальзамин. (я подчеркиваю – знать, но не называть)  За этими растениями проводятся наблюдения с проговариванием их названия и рассказывают об условиях, в которых они лучше живут;
  •  дидактические игры с комнатными растениями: «Найди растения с красными цветами», «Подбери пару указанному растению» (поставьте фиалку отдельно от других цветов и попросите ребенка найти такую же, а потом спросите, как он нашел нужное растение),  «Один и много» (например, фиалок много, а фикус один  или зеленых растений много, а цветет – одно и т.п.                                               

У детей 4-5-лет уже есть некоторые знания о растениях: их внешнем виде, необходимости ухода за ними.  Поэтому с ними, знания, полученные в 3-4 летнем возрасте углубляются и расширяются. В  этом возрасте возникает необходимость привлекать  ребят к уходу за растениями: поливать их, убирать сухие листья самостоятельно, мыть поддоны и т.д.  С 4-5-летнего возраста детей нужно приучить сочетать труд с наблюдением.  Например, при поливе растений детям предлагается  рассмотреть на каких  из них появились новые листочки, соцветия и т.п., подумать и ответить, какое растение необходимо полить, а какое не надо и почему. Руководя детским трудом , взрослые  постоянно напоминает приемы работы по уходу за растениями (Поливать надо аккуратно, протирать листья обязательно чистой и влажной тряпочкой и т.п.)

Растения, с которыми знакомят детей

Этого возраста: те же растения, с какими знакомят детей младшего возраста, но необходимо добавить новые растения (какими вы располагаете).

К концу года дети  4-5-летнего возраста должны уметь самостоятельно ухаживать за комнатными растениями, уметь рыхлить землю, протирать листья, обрезать сухие листья, знать последовательность в выполнении всех видов работ по уходу за растениями. Так же у них должны быть приобретены знания о том, что растения необходимо весной  и летом подкармливать раствором удобрений, который взрослый заранее готовит.  Должны уметь замечать изменения в росте растений.

С детьми 5-7-лет работа усложняется тем, что ребята должны заметить отличительные особенности ухода за растениями летом и зимой, особенности ухода за цветущими растениями. Желательно привлекать их к работе по посадке  и пересадке , подкормке растений. Будет хорошо, если взрослые познакомят своих детей со способами посадки растений (семенами, черенками, отростками), со способами полива (верхний, боковой, нижний, опрыскивание), научить рыхлить землю у растений с объяснением – зачем это делается. Давать возможность детям самостоятельно садить луковичные и клубневидные растения.

работа детей с комнатными растениямиОжидаемый результат: у детей к 7 годам должна выработаться привычка, связанная с уходом за растениями: полив, рыхление почвы, уборка сухих листьев, мытье поддонов. Кроме того, они должны приобрести навыки посева семян цветов и овощей для рассады, уход за рассадой. Должны знать названия многих имеющихся дома растений, некоторых лекарственных растений  (алоэ, герань), отмечать их существенные отличия, называть наземные и подземные части . Знать о роли света, влаги в жизни растений, должны уметь подмечать, что некоторым растениям необходимо менять условия жизни для улучшения роста и цветения (поставить ближе к свету, уменьшить или увеличить полив).  Хорошо, если родители могут дать знания о том, где  растения, имеющиеся у вас дома, растут в естественных условиях, может быть рассказать легенды об этом растении, происхождение названия растения, попросите детей описать словесно какой-либо цветок, придумывайте загадки об имеющихся у вас растениях.

Естественно, все эти знания и умения дети приобретут с помощью взрослых. Только хочу подчеркнуть- не нужно от детей требовать запоминания  того, о чем вы ему рассказываете. Для них достаточно информационного материала. А вот работу, которую вы ему поручаете по уходу за вашими растениями, обязательно необходимо контролировать и поощрять. Не забывайте так же, чтобы у вашего ребенка в процессе ухода за цветами, вырабатывалась привычка доводить начатое дело до конца.

Вся ваша совместная работа с детьми по знакомству и уходу за комнатными растениями способствует не только развитию навыков трудолюбия, наблюдательности, внимания, но и  развитию памяти, речи, запоминания, восприятия, расширяет представления детей об окружающем его мире, обогащает знания ребенка о  конкретных предметах, умения взаимодействовать с ними.

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ