Работаем над развитием речи детей

В своих статьях о развитии у детей умения  перессказывать, рассказывать  я неоднократно писала об употреблении в речи прилагательных, речевых оборотах, об умении применять сравнения, эпитеты, слова-синонимы, антонимы.

Сейчас хотелось бы поговорить  — как это можно реализовать в условиях семьи?

Прежде, чем ответить на  данный вопрос, необходимо, чтобы родители поняли, что без расширения словарного запаса  невозможно речевое развитие детей. 261478_614087В развитии словаря  большое место занимают знания об окружающем мире, природе  и её явлениях, беседы с взрослым обо всем увиденном, услышанном, прочитанном. В результате познания окружающего мира, ребенок начинает действовать и обозначать свою деятельность словами. Иначе говоря, он осваивает родной язык. Вот здесь-то и начинается  работа над развитием словаря, т.е. в работе над словом необходимо учитывать языковые характеристики слова: какие можно к этому слову подобрать синонимы, антонимы, определения, а так же, что они обозначают или означают. Например, дети знают домашних животных, знают, что они едят, что пьют.  Уточните с детьми  более точно слово  «ест»:  курочка – клюет, собака и кошка – лакают, корова – жует и т.д.

Для подбора синонимов

Можно и даже нужно задавать вопросы после прочитанного или рассказанного текста. Так, после чтения рассказа Л.Н. Толстого «Пожарные собаки» спросите детей: «какими словами вы опишите настроение  мамы, когда она увидела, что её дочка жива?» (радостное, довольное, веселое и т.д.). «А до этого какое у нее было настроение?» (огорченное, расстроенное, печальное). Или: для употребления в речи  глаголов: понаблюдайте с детьми листопад, спросите: что случилось с листьями? Естественно, получите ответ: падают, летят. Спросите: какими словами ещё можно сказать о листьях? (кружатся, сыплются).  Смотрите:  есть слова «листья» и «падают», как одним словом можно назвать то, что вы видите? –  вы получите ответ – «листопад».

Чтобы ребенка научить правильно употреблять слова

Предлагайте ему  задания типа: FirstLeapTherapy1-700x441составь предложение со словом «легкий». Что бывает «легкое»? (листик, облако, вата, перышко, бабочка и т.д.). Вот здесь уместно дополнить знания детей, что «легким» бывает ветер. Как  можно сказать иначе  «легкий ветер»? (слабый, несильный, веточки деревьев едва колышутся). Вот мы и незаметно перешли на многозначность слов.  Необходимо раскрывать богатство  слов, одинаковых по звучанию, но разных по смыслу и воспитывать привычку у детей правильно употреблять эти слова в своей речи. Например, слово «свежий». Что значит «свежий хлеб» — мягкий, только, что выпеченный; «свежий ветер» — прохладный; «свежая газета, журнал» — новый, только что изданный. Кроме подбора синонимов нужно подбирать и антонимы, т.е слова  разные по смыслу. Продолжим работать со словом «свежий»: «свежий хлеб» — «черствый хлеб» (давно выпеченный); «свежий огурец» — «старый огурец» (давно сорван с грядки, вялый). Уместно задать вопрос: «С какими словами можно употреблять слово «свежий»?» (хлеб, огурец, газета, журнал, ветер и т.д.).

Взрослые, в частности родители  должны понимать, что работа со словами и их значением  тесно связана с познанием окружающего мира, предметов, явлений.  А познание способствует формированию и совершенствованию их  речи  и определяет привычку правильно употреблять слова, чем в дальнейшем и  характеризуется  культура речи.

Advertisement
1 комментарий к “Работаем над развитием речи детей”
  • Надежда

    Июн 24. 2015

    Современны дети к сожалению много знают слов типа «классно», «клево», «прикольно». Хорошо, что вопрос развития речи детей кого-то волнует. Всем взрослым надо задуматься над этим вопросом.

    Ответить
  • Написать ответ