Рассказывание с помощью иллюстративного материала

Обучение детей рассказыванию с помощью иллюстративного материала – одни их первых видов рассказывания, которому начинают обучать детей педагоги дошкольных учреждений.

иллюстрированный материал в обучении рассказыванию
обучение рассказывания при помощи иллюстрированного материала

Обучение детей рассказыванию с помощью иллюстративного материла

  1. Развитие  монологической речи детей.
  2. Учить и закреплять умения дошкольников отвечать на вопросы, задавать вопросы.
  3. Формировать умение передавать содержание иллюстративного материала согласно указаниям взрослого (описать иллюстрацию, изложить последовательность событий, рассказать по плану, предложенному взрослым, составить небольшой рассказ, составить рассказ с использованием слов, указанных взрослым, использовать в рассказе свой опыт и т.п.)
  4. Следить за составлением и употреблением в рассказе сложных предложений, определений, эпитетов и т.п.
  5. Формировать и совершенствовать  умения составлять рассказы, последовательно отражая события.
  6. Учить выразительности речи  при рассказывании, воспитывать культуру речевого общения.

При решении поставленных задач необходимо руководствоваться возрастными особенностями детей. 

Обучение  рассказыванию при помощи иллюстрированного материала

Первые картины для детей младшего дошкольного возраста – это картины, изображающие хорошо знакомых  предметов, игрушек, животных.  Так, с детьми от трёх до четырёх лет, воспитатель ставит задачу формировать у детей умения видеть  главное в содержании иллюстрации, картины, картинки, в наборе картинок и упражнять  умению отвечать на вопросы взрослого, задавать ему вопросы. Научить малышей составлять рассказ из 3-4 предложений. Например, воспитатель Вера П.  предлагала  детям четвёртого года жизни картинки по стихам А. Барто  из серии «Игрушки», после заданных вопросов давала им задание составить небольшой рассказ об увиденном сюжете на картинках. Вот эти рассказы: «Бычок идёт по мосту. Он боится. Там есть доска, она шатается»,  Володя пожалел Мишку и вспомнил, сказав вначале: «У Мишки нога оторвана.  Ему больно. Всё равно его не брошу, потому что он хороший». В вечернее время по этим же картинкам  воспитатель просила детей составить «рассказ – рассуждение», задавая вопросы типа: «Почему у Мишки нога сломана? Почему бычок боится идти по мосту?».

обучение детей рассказыванию с помощью иллюстрированного материала
иллюстрированный материал в обучении детей

Подобные вопросы заставляют детей вспомнить хорошо знакомые стихи, соотнести их с нарисованными картинками и выразить в речи свои впечатления, выводы.

На пятом году жизни детям  следует давать задания: «Расскажите, как я вам рассказала…», далее лучше всего ввести план рассказа. Например, картинка, изображающая лыжника, спускающегося с горы, можно дать такой план: «Скажите, дети, на чём катается мальчик?  Что видно у него за спиной? Что случилось с одной варежкой? А как вы думаете – почему варежка упала в снег?» Конечно же,  необходимо следить за детьми этого возраста, чтобы они использовали свой имеющийся запас слов, употребляли слова-определения, причастия, обстоятельства и разные виды предложений. Когда  у детей будут хорошо получаться описательные рассказы, следует перейти к рассказам – рассуждениям и к составлению небольших сюжетных  рассказов.

В старшем дошкольном возрасте возрастает активность детей, естественно,  усложняются задачи в зависимости от содержания картины и другого иллюстрированного материала. Здесь уже больше обращается внимание на правильное понимание содержания картины, иллюстрации.

иллюстрированный материал для обучения рассказыванию детей дошкольного возраста
иллюстрированный материал в обучении рассказывания детям

Один и тот же иллюстрированный материал в обучении детей  следует использовать несколько раз с разными задачами.  Причём  для детей старшего дошкольного возраста берутся  картины, иллюстрации  содержащие сюжет, изображающие природу (вначале природа и человек или животные). Пример: в зимний период времени «Участок в городском дворе зимой», на которой изображены играющие дети на залитом катке играют в хоккей, в другой стороне участка – катаются на лыжах, с горки на санках. Воспитатель  В.А. провела цикл занятий: сначала дети просто перечисляли увиденные развлечения детей на картине. На следующем занятии им было дано задание: составить последовательный рассказ с началом, кульминацией и развязкой.  Затем  составляли рассказ по очереди, одной группе детей было дано задание составить начало рассказа, другой — кульминацию его, третьей – конец рассказа. Во всех случаях решались задачи – развитие способности самостоятельно составлять рассказ или его часть, формирование грамматически правильной речи и активизации словаря детей. В старшем дошкольном возрасте  впервые детям предлагают  иллюстрированный материал в обучении рассказывания литературных произведений, а так же  для составления  повествовательных рассказов. Лучше брать картины о животных, действиях детей и взрослых или картины типа: «Шар улетел», «Подарки маме на 8 марта» и т.п.  С детьми шестилетнего возраста при составлении рассказов по картине вводятся задания: «Придумаем название картины», «Как художник назвал эту картину?», а так же вводятся описания пейзажа, натюрморта. Восприятию пейзажных картин лучше всего заранее понаблюдать явления природы. Поэтому картины подбирают по сезону. Задавать вопросы по картинам, побуждающие детей истолковывать ее содержание по-своему, а не просто описывать предметы.  Поэтому уместны вопросы, которые начинаются со слов: «Почему, о чём, про что…» Полезно предлагать детям рассмотреть и составить рассказ-сравнение двух картин, разных по настроению. Например «Берёзовую рощу И. Левитана и А. Куинджи.

обучение рассказыванию при помощи иллюстрированого материала
иллюстрированный материал в обучении детей дошкольного возраста

Картины легко можно найти в интернете. Если взялись рассматривать натюрморт, то лучше всего начать с иллюстраций типа «натюрморт на столе» с изображением посуды, фруктов. В подобных занятиях идёт описательный рассказ, в котором дети обращают внимание на цвет, форму, сочетание красок, расположения предмета. Затем переходят к натюрмортам из цветов. Во всех заданиях от детей требуется прочувствовать и правильно передать настроение художника, развивать образную речь.

Иллюстрированный материал в обучении детей безопасному движению

Применяется в основном в виде плакатов типа: «Правила — наши помощники», иллюстраций «Азбука безопасного общения», «Чтобы беды избежать, будем правила изучать» и т. п. В.А.  Использовала иллюстративный материал по безопасности жизни детей и для родителей группы, где разъяснялось:

  • об обязательных знаниях детей своего имени и фамилии, данных о родителях, домашнего адрес а,  номера их телефонов.
  • Какую опасность могут нести домашние животные.
  • Хранение режущих и колющих предметов, лекарств, электроприборов и т. д.
  • Как одевать ребёнка по сезонам.
  • Общение с незнакомцами.

Перед детьми  ставятся те же задачи, что и при  обучении их через иллюстрированный материал для общения детей дошкольного возраста.

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ