Развитие детского литературного творчества

Если мы серьёзно хотим способствовать творческому развитию старших дошкольников и младших школьников, мы не можем ограничиться простым поощрением. Ребёнок должен научиться действовать с цветом, музыкальным звуком словом, накопить индивидуальный опыт переживаний и научиться самовыражаться. А как учиться самовыражаться ребёнку? Где взять средства самовыражения и как их применять?

Литературное творчество учащихся

способности к лютературному творчеству

 Если этому не учиться, то ни о каком творчестве не может  быть и речи.  Призыв — «обеспечить ребёнку свободу творчества» — хорошо всем знаком, но как его реализовать? Одним призывом не научишь. Главным показателем несостоятельности данного призыва – вопросы детей в процессе любой творческой деятельности. Например, когда в детском саду даются задания детям старшего дошкольного возраста рисовать на свободную тему, дети обязательно зададут вопрос: «А что рисовать?». То же самое происходит при  задании: составить рассказ из личного опыта или другой вид творческого рассказывания. Вот об этом «как это делать?» и следует беспокоиться взрослым  при организации творческой деятельности детей и при воспитании у них любых способностей, в том числе и развитии литературного творчества дошкольников и младших школьников.

Способности к литературному творчеству

Пример: бабушка 8-летней Кати во внучке души не чает, с умилением говорит учительнице: «Вы знаете, у Катюши целая тетрадка стихов. Она у нас с 6 лет в рифму говорит. Сначала мы за ней всё записывали, а теперь она сама. Не думайте — её никто не заставляет, не помогает, она сама!».

литературное творчество учащихся

Другой пример: у Алёши (9 лет) толстая тетрадь, где он пишет фантастический роман, написал уже пять глав, но об этом никто не знает, так как папа однажды, увидев его творчество, категорически заявил: «Опять ты ерундой занимаешься! Исправь сначала тройку по математике, а потом сочиняй». Я в своей статье «Выявление и развитие способностей дошкольников» приводила в пример — реакцию мамы моего знакомого на его желание написать рассказ, в котором он наделал много ошибок. Мама просто заставила мальчика переписывать всё заново, исправляя ошибки, отбив тем самым  желание творческого литературного начала.

Мы видим в этих примерах две крайности: умиление и восторг, возводимые в ранг таланта и полное отрицание права ребёнка на самостоятельное литературное творчество.

Надо сказать, что среди всех способностей детей, которые проявляются в дошкольном и младшем школьном возрасте, особенно не везёт литературным способностям. Но справедливо ли это? Возьмём хотя бы самую бытовую сторону этой проблемы.

Кому не приходится постоянно быть читателем и в простом разговоре и  споре отстаивать свою точку зрения, готовить разного рода поздравления на праздники, дни рождения и прочее, готовить  выступления профессионального характера. И, если честно, хорошо ли мы справляемся  с подобной задачей? Кому не приходилось переживать волнение  а, порой, страх даже в элементарном поздравлении  близких вам  людей?  Я уже не говорю о профессиональных и праздничных выступлениях  на аудиторию. Давайте зададим себе вопрос: «Не являются ли наши взрослые трудности следствием неразвитости литературных способностей?» Скорее всего – да!  Потому, что и содержательное профессиональное выступление, и  острый спор, построенный на рассуждениях и умозаключениях, и обычное праздничное поздравление – это творчество. литературное творчество детей

Каждодневное, незаметное, но особо значимое творчество. Чтобы каждый человек был готов к решению литературных проблем, в детстве необходимо развивать и поощрять литературное творчество ребёнка, независимо от того, станет ваше дитя литератором или нет.

Путь для родителей здесь один: самим больше читать книг, так как в становлении личности особая роль принадлежит книге. Способность маленького человека сопереживать героям произведений, эмоционально воспринимать прочитанное, а у некоторых детей способность чувствовать искусство слова – всё это должно быть поддержано в семье.

Роль литературного творчества

Задача родителей

Найти время для общих семейных чтений вслух. Выделите в своём режиме «Час книги», хотя бы полчаса. Это наилучший способ пробуждения и укрепления у детей тяги к книге, чтению. Ведь потерю этой тяги вы ощутите, когда ваш ребёнок пойдёт в школу. Никому не секрет, как взрослые постоянно напоминают своим маленьким ученикам: «Читай!», «Когда ты сядешь читать?» и т.п. Жалуются соседям, знакомым, что их любимое чадо совсем не хочет читать, учить уроки. А дело-то не в хотении.

роль литературного творчества

Чтение даёт ребёнку возможность поделиться с родителями своими впечатлениями о прочитанном, обсудить поступки того или другого персонажа литературного произведения, выразить своё мнение о нём и прочее. Родители вполне могут поддержать подобный разговор, ведь они читали когда-то эту книгу, а, если нет, прочтите и вернитесь к разговору, честно сказав ребёнку, что вы не помните содержание или не читали данный рассказ, сказку. В таких совместных  обсуждениях у детей вырабатывается понимание особенностей слова. Значение литературного творчества трудно оценить, ведь  беседы о прочитанном сближают родителей и детей. Кроме того, у детей появляется доверие к старшим, желание быть откровенными, что не менее важно, чем развитие способностей, речи, мышления и т.п.  

Книги могут быть разными: печатные, электронные, но их содержание необходимо контролировать, учитывая возрастные особенности детей и их интересы. Конечно, настанет время, и вы не сможете контролировать, но у детей уже будут сформированы интересы, наклонности, а вам лишь остаётся направлять внимание ребёнка на то или иное произведение. Для этого необходимо следить за тем, что и как читает ваш ребёнок.

Не стоит перегружать детей обязательным и частым чтением, беседами о прочитанном произведении. Каждый родитель хочет, чтобы ребёнок знал и читал то, что знает и читает он сам. Здесь следует учитывать интересы ребёнка. Если они не совпадают, то взрослые должны прочитывать то, о чём хочет поговорить ребёнок, о чём задаёт вопросы.  литературное творчество дошкольников

Проследите, чтобы  ваш сын или дочь читали произведения литературного народного творчества, посещали библиотеку, различные литературные кружки, которые работают при детских садах и школах в вашем микрорайоне. Хорошо, если вы сумеете не только поддержать ребёнка в его литературном творчестве, но и создать в доме условия для этого творчества. Например, домашняя стенная газета или журнал, который вы совместно «издадите»  к праздничному мероприятию, сочинение поздравления близким людям к празднику, Дню рождения и т.д.  Занимаясь литературным творчеством, школьник может  вести дневник, в котором пусть  записывает свои мысли, чувства, выводы, сделанные из его личного опыта или из содержания литературного произведения, а так же о том, как он провёл тот или иной день, неделю. Можно попросить ребёнка, чтоб он записывал в дневник вопросы, которые вы в часы общения обсудите. Согласитесь, ведь не всегда есть возможность у взрослых сиюминутно ответить на вопрос ребёнка. Всё это ориентирует детей на умение выражать свои мысли, пользоваться словом, воспитывает рассудительность, а, значит, развивается мышление, восприятие, память.

В случае, если литературное творчество школьников вызывает у вас сомнение или вы не можете помочь своему ребёнку, посоветуйте ему обратиться к учителю, библиотекарю. Они могут дать ему квалифицированный совет. С дошкольником и младшим школьником лучше вместе обратиться за подобной консультацией, показав при этом, что специалист лучше разбирается в вопросах литературы и т.д. Запишите своего малыша в кружок литературного творчества. Такие кружки с разными названиями работают не только  в школах, но и в библиотеках, домах творчества.

 

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ