Развитие двигательных качеств детей

Продолжая разговор о физической готовности к школе, хотелось бы  продолжить разговор о развитии двигательной активности детей. Ведь в младшем школьном возрасте начнутся систематические занятия выбранными детьми (или их родителями) видами спорта. Вот и нужны будут  качества в развитии силы, быстроты, ловкости, выносливости.

Развитие двигательных качеств у детей дошкольного возрата

При недостаточном развитии двигательных качеств у дошкольников могут сформироваться неправильные элементы бега, прыжков, метания, и  младшему школьнику на освоение правильной техники выполнения упражнений потребуется гораздо больше времени.  Именно эти движения соответствуют  возрастным особенностям детей и очень пригодятся младшим школьникам. К 6 годам уже хорошо заметен  уровень развития двигательных качеств: быстрота, ловкость, выносливость.

По жизни заметно — ловкому ребёнку быстрее удаётся правильно освоить лазание, прыжки, различные виды бега  и, наоборот, неловкий ребёнок старается не принимать участие в играх, требующих быстроты реакции, ловкости и прочее.

Развитие быстроты у дошкольников

Быстрота – способность в минимальное время достичь необходимого результата. Например, быстро добежать до указанного дерева, подпрыгнуть и достать до ветки и т.п. Родителям необходимо поддерживать интерес детей к быстрым движениям, умению мгновенно реагировать на сигнал. Такое умение необходимо при играх в баскетбол, волейбол, футбол, теннис и пр. Все эти игры в школе детям придётся осваивать.

развитие двигательныых качеств быстрота ловкость

В подборе упражнений для формирования быстроты следует руководствоваться  общими принципами усвоения любых знаний, навыков:

  • Соответствие заданий возрасту и подготовленности ребёнка к выполнению данных умений.
  • Постепенное усложнение заданий. Нужно учитывать, что любые движения дети усваивают в более медленном темпе, постепенно темп наращивать. По продолжительности  новые упражнения на быстроту должны быть с небольшой нагрузкой, но с постепенным увеличением  её.
  • Систематические занятия с детьми в любое время года (системность определяется, исходя из условий семьи – 2 раза в неделю или ежедневно определяйте сами)

Игры на развитие быстроты у детей

Примерные игры для совершенствования быстроты движений: « Катай быстрее», «Успей поймать», «Бери скорее», «Кто скорее намотает шнур на руку», «Добеги и прыгни», «Поймай палку», «Успей первым» и т.п. Хочу добавить, что любые игры, связанные с выполнением физической нагрузки можно организовать по типу «Кто быстрее».

развитие ловкости у детей дошкольного возраста

Развитие ловкости у детей дошкольного возраста

Ловкость – это способность человека овладевать движениями и уметь изменять их в зависимости от условий. Для проявления ловкости необходима хорошая координация движений.

Развитию ловкости способствует ходьба и бег змейкой, с препятствиями (перепрыгивания через канавки, ручейки), различные   перешагивания, перепрыгивания через препятствия и т.п. Необходимы и более ловкие движения, например,  виды лазания, прыжки на скакалке, усложнённые движения рук и прочее. Развивая  ловкость, одновременно вы развиваете точность  движений. Без точности при развитой ловкости ваш ребёнок не сможет попасть  при метании мяча в цель горизонтальную или вертикальную. Ловкость развивается  во многих подвижных играх, где необходимо быстро   менять движения, положения тела, изменять направление бега, а так же использовать различные виды прыжков,  упражнений на равновесие. Для детей 6 лет доступны и полезны упражнения, требующие не только ловкости, но согласованных усилий нескольких участников: например, вдвоем, держась  за руки садиться и вставать, выполнять повороты совместно вправо – влево или один поворачивается вправо, другой влево, не отпуская рук.  Приседания с приподниманием ног по очереди  вперёд, прыжки вдвоём через скакалку, через канат, палку, держась за руки. Поднимание и опускание рук вверх, наклоны и прочее.

развитие силы у дошкольников

Игры на развитие ловкости у дошкольников: с бегом – «Ловишки», «Жмурки», Два Мороза»,   «Быстро возьми, быстро положи». С метанием – «Охотники и звери», «Кто самый ловкий?», «Кого назвали, тот и ловит мяч». С прыжками – «Пройди через болото», «Лягушка и цапля», «Волк во рву». С элементами соревнований – игры-эстафеты, типа: «Кто быстрее?». Народные игры – городки, лапта, «Гори, гори ясно».

Развитие силы у дошкольников

Дети 6 лет способны к проявлению мышечной силы. Упражнения для развития мышечной силы требуют скоростно-силовых напряжений,  умеренных по нагрузке. Чаще всего это игры, связанные с прыжками и продвижением вперёд типа:

  • С прыжками «Допрыгни до флажка», «Лягушка и цапля», «Не попадись», «Волк во рву», прыжки через скакалку.
  • С метанием — «Кто дальше бросит?», «Кого назвали, тот и ловит мяч», «Кто самый меткий», «Ловишки с мячом».
  • С  лазанием – «Перелёт птиц», «Ловля обезьян»; народные игры, езда на велосипеде, ходьба на лыжах.

Игры на развитие двигательных качеств

Учителя физкультуры отмечают, что у первоклассников лучше развиты мышцы – разгибатели туловища и слабее — мышцы плечевого пояса. Поэтому необходимо содействовать укреплению мышц плечевого пояса, что поможет достичь гармонического развития всех групп мышц.  Развитию двигательных качеств – быстроты, выносливости, способствуют любые игры, связанные с метанием мяча, мешочков с песком в даль, цель и прочее, с ползанием и лазанием, а так же выполнение любых ритмических упражнений под музыку.

развитие двигательных качеств быстрота выносливость ловкость

Согласование ритма движений с музыкальным сопровождением способствует не только развитию ловкости, но и воспитывает чувства восприятия музыки и красоты движений. Кроме того, развитию двигательных качеств у детей способствуют любые спортивные развлечения:

  • Катание на лыжах. Игры: «Шире шаг», «Не задень», «Кто быстрее?» и пр.
  • Скольжение по ледяным дорожкам на двух и одной ногах, с различными поворотами, с горки и т.д.
  • Катание на велосипеде и самокате по прямой линии, кругу, умение тормозить по сигналу. Приемлимы игры: «Достань предмет», «Правила дорожного движения», «Кто быстрее?» и т.п.
  • Плавание. Проплывать произвольным стилем, выполнять различные упражнения на воде с предметами и без предметов. Игры на воде: «Медуза», «Поплавок», «Лягушки», «Смелые ребята». Хороши упражнения на воде с опорой на бортик
  • Спортивные игры: городки, лапта, элементы футбола, баскетбола, волейбола, тенниса.

Развитие двигательных качеств в семье

Родителям следует учесть, что упражнения с мячом лучше чередовать с подскоками, прыжками, катанием. Лазание  – с  упражнениями в равновесии (различные виды ходьбы и бега). Какие можно использовать предметы? 

развитие двигательных качеств в семье

Мячи, обручи, скакалки, веревочки, ленточки, флажки и т.п. Выполняются взмахи руками, наклоны, доставания руками ног, бросание мяча, перебрасывание мяча через сетку, попадание мячом в сетку,  прокатывание в обруч, ходьба по краю обруча, прыжки в обруч, перепрыгивания через шнуры, канаты и т.п. Из перечисленных упражнений лучше всего составить комплексы так, чтобы участвовали все группы мышц, начиная с плечевого пояса, далее спины и живота, ног.  Эти комплексы рассчитаны, как правило, на длительное время, так как будут меняться исходное положение тела ребёнка и оборудование.

Выполняя все упражнения, у детей развивается не только ловкость, сила, быстрота, но и выносливость. Выносливость необходима детям, склонным к быстрой утомляемости под влиянием физических или умственных нагрузок. Для развития выносливости необходимо применять, например, повторный бег короткой дистанции, для достижения лучших результатов в беге  или длительный бег в равномерном темпе в пределах 45 секунд. Обязательное условие в воспитании выносливости – использование движений при ходьбе и беге с возрастающей нагрузкой, превышающей ту, к которой организм привык. Например, вы используете ходьбу по дорожке – предложите делать взмахи руками во время этой ходьбы, перешагивания через предметы, перепрыгивание через ручейки и т.д.  Можно так же использовать препятствия с различными видами лазания.

Родителям будущих первоклассников необходимо поддерживать интерес детей к быстрым движениям и к упражнениям, спортивным развлечениям, развивающим ловкость, силу и выносливость. Несмотря на возросшую самостоятельность шестилеток, взрослый должен контролировать выполнение двигательных качеств, способствовать их совершенствованию.

Advertisement

Комментарии закрыты.