Развитие элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста

Математическое развитие малышей начинается на четвёртом году жизни, и это можно считать начальным этапом подготовки детей к школе. Действуя с различными предметами, картинками, фигурками, дети в этом возрасте уже понимают, что все они разные. Задача взрослых  — установить и дать им понятия равенства и неравенства.

Цель формирования элементарных математических представлений

Научить детей ориентироваться в помещении дома, в группе детского сада. Ребёнок должен знать части своего тела (голова, руки, ноги, спина и т.д.), развивать умение двигаться за взрослым в заданном направлении.

формирования элементарных математических представлений у детей

  1.  В 2 года дети должны уметь находить и выделять из множества предметов один по заданию взрослого  типа «Взять и принести одну матрёшку из нескольких» матрёшек, одну машинку и т.п.  К 4 годам  им  следует дать понятия равенства и неравенства предметов, понимание вопросов: «сколько», «чего больше, чего меньше»: «Чего больше (меньше)?»  и  умение отвечать на вопросы  словами «много, один, ни одного» и т.д.
  2. Научить детей различать предметы контрастной величины (длиннее – короче, выше – ниже, шире — уже), выполнять конкретные задания по данной теме и уметь практически доказать разность предметов по величине, накладывая или прикладывая их  друг к другу.
  3. Сформировать умения различать предметы по форме: на третьем году жизни называть их (кубик, кирпичик, шар), по цвету (красный, синий, жёлтый), причём цвет взрослые активно произносят, а от детей в 2 до 3 года требовать название цвета необязательно. На четвёртом году жизни малыши уже должны узнавать и выделять из окружающего предметы круглой и квадратной формы, знать и называть слова «круг, квадрат», а так же цвет предмета (красный, синий, жёлтый, зелёный).

формирование элементарных математических представлений

Формирование  элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста в подобном порядке заложит основы дальнейшего развития математического мышления малышей. Если ребёнок посещает дошкольное учреждение, то эти задачи он освоит там вместе с другими детьми под руководством педагогов. В том случае, когда малыш не посещает дошкольное учреждение, забота об усвоении детьми данных знаний ложится на родителей или  лиц их замещающих.

Занятия по формированию элементарных математических представлений

Дома организация помощи родителей в вопросе  «развитие  математических представлений детей» может быть выражена в самой различной форме. Например: ребёнок взял кубики, поинтересуйтесь, что он будет делать. Спросите: «Какие кубики положишь вниз, чтобы постройка была устойчивой?» и т.п. Ольга П. очень удачно использовала  формирование математических представлений  величины, когда её дочка занималась рисованием. Один пример – девочка рисовала подсолнухи  (очень они ей нравились). Подсолнухи были  разной  высоты, и Ольга, разговаривая с дочкой, просила её показать самый высокий подсолнух и проговорить словами  «самый  высокий подсолнух; пониже; самый низкий подсолнух».

развитие математических представлений детей

Девочка всё время старалась сказать вместо слова «высокий» слово «большой», Ольга хвалила её, но добивалась  более точного ответа — «высокий».  В следующий раз она сама нарисовала подсолнухи и одуванчики, и они закрепили понятия: высокий – низкий; большой – маленький;  цвета – зелёный и жёлтый. Занимаясь вопросом «формирование элементарных математических представлений  у детей», многие родители используют игры типа зоологическое «Лото», «Домино», где изображены звери и животные, и их детёныши.

Организация игровых упражнений на различение количества (много и выделять один предмет, не проговаривая своих действий, а выполняя задания взрослого), цвета, величины, формы, пространственных ориентировок создают основу успешного формирования познавательной деятельности детей на всех возрастных этапах развития. Чтобы одна и та же дидактическая игра  «формирование элементарных математических представлений» выглядела по новому, следует её видоизменить: использовать другой материал (игрушки, предметы, картинки и т.д.), менять задания (на величину, форму, цвет), увеличение количества предметов в игру, давать задание на развитие разных психических процессов (памяти, воображения, представления). Например, Ольга раскладывала  перед дочкой плоские фигуры медведей и просила её взять одного медведя, далее они уточняли понятия «много» и «один» — на столе много медведей, у девочки один медведь. В следующий раз женщина брала  два медведя и в стороне лежали  для них разноцветные шапки.

развитие математических представлений детей дошкольного возраста

Задание девочке – дать одному медведю красную шапку, другому – зелёную. Трем медведям разной величины девочка подбирала  посуду соответствующей величины и т.д. Работая с тремя медведями,  Ольга давала задание дочери: вспомни сказку   «Три медведя и скажи: в какой кроватке спал Мишутка?»

Игры по формированию элементарных математических представлений

  • Количество «Сколько больших, сколько маленьких» ( в играх подобного типа у детей до трёх лет ответ будет только такой: «много или один). Игры с различными игрушками (пирамидками, мячами, выделяя из множества один предмет) и прочее. Например, мама побуждает Марину составлять множества:  напоим кукол чаем, построим куклам мебель или говорит: «Возьми одну куклу и уложи её спать» и т.п., предлагает девочке сопровождать свои действия словами: построила  дом для куклы – построила дома  для кукол; уложила одну куклу спать и т.п. Предложенные варианты работ способствуют овладению счётом в старшем дошкольном возрасте
  • Величина: «Короткая и длинная» — например: мама предлагает Гене вынуть из коробки верёвки и перевязать ими коробки (коробки одинаковые по величине), в процессе действия мальчик понимает, что одной верёвкой он не может перевязать коробкуОни вытягивают обе верёвки, прикладывают одну к другой, и ребёнок убеждается, что одна верёвка короче другой и наоборот – одна длиннее другой. Точно таким же способом можно измерить ленточки, полоски бумаги и т.д.развитие математических представлений в дошкольном возрасте
  • Ориентировка в пространстве: научить детей различать правую и левую руку (что делают всегда все родители), пространственные направления от себя, т.е. «вперёд, назад, справа (направо), слева (налево), вверх, вниз». Здесь уместно давать детям задания типа: «назови предмет, который ты видишь впереди себя; посмотри направо и скажи, что ты видишь» и т.д.
  • Ориентировка во времени: к четырём годам у детей должно быть сформировано представление о частях суток: утро- вечер, день – ночь.

Выполняя все задания взрослого, проговаривая свои действия, дети, конечно же, не понимают, что они совершают математические действия и употребляют специальные термины, но у них формируется надёжный фундамент математической подготовки.

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ