Развитие элементов логического мышления

Мышление – это психический процесс, который проходит в головном мозге человека. Процесс этот еще  полностью не изучен, но все психологи педагоги едины во мнении, что мышление – это познавательная деятельность  и присуща она только человеку. Способность человека к мышлению проявляется постепенно, по мере его развития.

Развитие логического мышления у детей

Существуют основные мыслительные операции головного мозга, которые и характеризуют логическое мышление для детей дошкольного возраста: узнавание, сравнение, обобщение, группировка (классификация). Между мыслительными операциями существует так называемая подчинённость. Например, сравнение предметов может происходить только на основании определённых знаний и узнавании – нельзя требовать от ребёнка сравнения кружки и стакана, если он не знает что такое стакан или кружка, или то и другое.

Узнавание для детей

Любое сравнение, обобщение, группировка происходят на основе УЗНАВАНИЯ. Чтобы ребёнок мог узнать те или иные предметы, следует его с ними познакомить. Приёмы ознакомления детей с предметами и явлениями всем известны: так любое ознакомление идет  в повседневной жизни с предметами ближайшего окружения, общественными и социальными явлениями. Дети старшего дошкольного возраста должны уметь узнавать предметы по основным отличительным признакам, в то же время уметь описать этот предмет, характеризуя  все его признаки, какие видят и знают. Например, показываем ребёнку стеклянный стакан и просим описать его. В описании необходимо указать форму, величину, цвет предмета, из какого материала он сделан.   То же самое действие  производим при ознакомлениями с другими предметами. Воспитатель Максимова Е.А. с целью ознакомления детей с признаками предметов использовала задание на логическое мышление у детей и показала  детям стаканы, бутылки, статуэтки, тарелки, сделанные из разных материалов (стеклянные, фарфоровые, пластмассовые).

игры для детей на сравнение предметов

В процессе ознакомления с указанными предметами выяснили, что они могут быть разными по форме, цвету, а так же изготовляются из разных материалов. Точно таким же способом познакомились с обувью – сапожки могут быть разные по высоте голенища, цвету и материалу, туфли  — тот же вывод.  Сделали вывод – что предметы могут быть  разными по форме, цвету и материалу.  Постоянных отличительных признаков у этих конкретных предметов нет.   Далее было знакомство с признаками  животных и птиц. Здесь был сделан совершенно противоположный вывод – все птицы покрыты пером,  а у животных тело покрыто шерстью, которые отличаются окрасом, гладкостью, мягкостью, цветом. Таким образом, воспитатель с детьми пришли к выводу, что  у птиц и зверей  есть постоянный отличительный признак – перо и шерсть.

Игры на узнавание для детей

Далее воспитатель в работе с детьми по формированию логического мышления у детей перешла к теме узнавания предметов по описанию. Здесь Е.А. ставились перед дошкольниками задачи на логическое мышление для детей, много применялось дидактических игр:

  • «Путешествие за ценными вещами». Цель игры — узнавание предметов по описанию. Воспитатель давала описание  3-4 предметов. А потом дети шли в заданное место и отыскивали их. Предлагались предметы из дерева (матрешки, ложка, поднос), из металла (колокольчик, труба, стаканчик), из пластмассы (лодочка, погремушка, свисток).

  • «Чудо вещи вокруг нас». Эта игра так же преследует цель – узнавание предметов по описанию, но она усложняется тем, что взрослый проговаривает детям загадку, а ребёнок должен дать правильный ответ с последующим описанием, как правильно пользоваться той или иной вещью. Например, загадка про электрическую лампочку: «Мигнёт, моргнет, в пузырь нырнёт, в пузырёк под козырёк, ночью — в комнате денёк», про пылесос «Он охотно пыль глотает, не болеет, не чихает» и т.п.
  • «Устроим выставку вещей» — игра проводится в том случае, когда дети уже многое знают о многих вещах, предметах, игрушках и сами могут кое-что изготавливать. В нашем случае детям  было дано задание найти и отобрать в группе предметы, игрушки,  изготовленные из пластмассы, дерева, ткани, бумаги и оформить выставку по признаку — из какого материала данные предметы сделаны. 

Обучение детей сравнению

Когда дети научатся узнавать предметы, игрушки, животных, птиц и прочее, неизменно начинают задавать взрослым свои бесконечные «почему?: «Почему одно дерево «большое», другое «маленькое»? Почему у коровы рога, а лошади нет? Почему зимой мало птиц?» и т.п.

развиваем логическое мышление детей

Не сомневайтесь, значит, настало время  сравнения предметов для дошкольников. Что можно сделать в домашних условиях? Если у Вас есть на участке или поблизости деревья и кустарники, найдите время, чтобы их рассмотреть и сравнить. Далее следует  сравнить лиственное дерево и хвойное. Самые доступные деревья  для сравнения  – сосна и берёза. Они, практически, есть во всех парках и ближайших от населённых пунктов лесах. Сравнивайте домашних животных, птиц, цветы, геометрические фигуры, предметы быта, времена года  и прочее. Детям младшего дошкольного возраста достаточно сравнения предметов, животных по внешним признакам сходства и различия. Причём сравнение происходит конкретно, глядя на предмет или его изображение. Если сравниваете времена года, то отличительных признаков младшие дошкольники назовут немного, но это нормально. Важно, чтобы ваш малыш знал сезонность и сменяемость одежды, обуви и прочее.

Старшие дошкольники должны уметь сравнивать предметы или их изображения более похожие, например сосна и ель, тополь – берёза, грач и ворона. В данном случае взрослым следует обращать внимание детей на различия, так как они менее заметны (цвет, размер и т.п.). Так же необходимо предлагать детям сравнивать предметы по памяти – чем отличается корова от лошади, воробей от сороки, берёза от ели, чуть позднее сосна от ели, берёза от тополя, коза от коровы  и прочее.

формирование логического мышления детей дошкольного возраста

Необходимо помнить, что бывают случаи ошибочных суждений у детей типа: «На лошади ездят, а на корове нет — у неё рога большие» и т.п. Часто дети делают неполное сравнение, например, при сравнении василька и ромашки   зачастую они на вопрос «чем цветы отличаются друг от друга?», отвечают – ромашка белая или василёк синий, а цвет другого растения не называют. В таком случае взрослый должен дополнить ответ и добиться, чтобы сын (дочь) дали полный ответ сравнения растений. Делаются детьми  зачастую языковые ошибки типа: «У «соснов» не листья, а иголки». На формулировку ответов следует обращать особое внимание, так как грамотная речь – залог успешного обучения в школе.

Зная, что корову, козу, лошадь можно назвать одним словом: «животные», а землянику, смородину, крыжовник, вишню – «ягоды», дети, тем не менее, не называют этот общий для сравниваемых объектов признак, значит, они не умеют пользоваться необходимыми понятиями. Вывод – при развитии логического мышления у дошкольников особое внимание уделить использованию понятий в процессе сравнения. Точно так же дошкольники не всегда называют признак различия. Например, сравнивая березу и сосну, они не говорят, что сосна вечнозелёное растение, а берёза – нет, хотя прекрасно знают об этом.

Задания на сравнения у дошкольников

Особое внимание хотелось бы обратить на сравнение времён года. Естественно, что практические наблюдения учат детей запоминать признаки времён года.

логическое мышление у детей дошкольного возраста

Старших дошкольников необходимо научить отличать, допустим, признаки весны в марте, признаки осени в сентябре. Эти месяцы очень похожи по признакам на зиму и лето, необходимо указать характерные отличительные их признаки. Например – в марте снег тёмный, много проталин, и на солнечной стороне с крыш свисают сосульки.  В сентябре, хотя и тепло, но листья на деревьях желтые, ночью бывают заморозки (указать особенности проявления заморозков). Хороши в этом случае  беседы по картинам русских художников, картинкам иллюстрациям о временах года.

Уместны сравнения в процессе прогулки в парке или знакомом месте в лесу, на реке, допустим, осенью – вы предлагаете ребёнку вспомнить, а как здесь было летом? Можно давать задания типа: «Представь, как здесь будет зимой».

Кроме того, полезны игры «Предмет и форма», где дети  находят геометрические формы в предметах быта. «Треугольники» — нахождение различий между одинаковыми формами. По такому же принципу  провести сравнение других геометрических форм, как одинаковых, так и противоположных друг от друга. Игру «Подбери себе соседа» можно провести, как с геометрическими формами различными по ширине, длине, высоте и т.п., так же и по цвету, давая при этом различные задания, геометрическое лото и прочее.

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ