Развитие фонематического слуха у детей

фонематический слухВ статье «Развитие речевой активности детей» было уделено много внимания активизации словаря детей и эмоциональному развитию  детской речи. В настоящей статье обращаю ваше внимание  на развитие фонематического слуха у детей, т.е. умение слышать звуки в словах, выделять их и правильно произносить.

Развитие фонематического слуха

Ребёнок рождается на свет, обладая чувствительностью к звукам уже на  пятой — шестой неделе, и мы у него обнаруживаем двигательную активность в зависимости от интонации голоса взрослых, услышанной музыки, то есть у новорожденного появляется слуховое сосредоточение  не только на сильные звуки, но и на речь взрослого.

Однако хорошо известно, что речь окружающих сложна для слухового восприятия  детей. Но, если внимательно следить за детьми, то заметим, что 1,6 – 2 годам они уже употребляют слова, обозначающие название определенной вещи, предмета и прочее. Но речь малышей  по звуковому произношению резко отличается от речи взрослых. В ней много неправильностей и неточностей.

Цель развития фонематического слуха

Основной целью развития фонематического слуха является:

  • воспринимать речь окружающих;
  • развитие слухового восприятия и внимания;
  • учить детей различать на слух слова и их произношение, выделять в словах необходимые звуки;
  • совершенствовать и отрабатывать интонационную выразительность речи.Разумеется, следует определить дополнительные цели в работе над формированием фонематического слуха:
  • заинтересовать малышей правильно произносить звуки речи и соблюдать интонации, выработать умение говорить выразительно и грамотно. А для этого необходим определенный подбор материала (картинок, игрушек и т.д.), который создаст стимул у ребят заниматься тяжелым трудом.

Что значит развитие фонематического слуха? Это прежде всего развитие слухового восприятия и внимания, т.е. умение узнаватьигры для развития фонематического слуха на слух любые звучания и определять их направление.

В два года с детьми проводим игры и игровые упражнения на узнавание неречевых звуков типа: «Отгадай, кто кричит?» (петушок «кукареку», курочка «ко-ко-ко», кошка, собачки и т.д.). «Кто идёт?» (слон, лошадь, козочка и прочее), «Где позвонили?»( узнавание направления звонка),и прочее.

Очень часто родители плохо говорящих детей жалуются, что их ребёнок «плохо говорит», «Язык толстый, едва ворочается во рту», «Во рту, словно каша» и т.п. Причина в этих случаях одна – недоразвитие фонематического слуха. Но иногда  подобное недоразвитие бывает просто потому, что дети плохо вслушиваются в речь взрослых.

Попробовать исправить дефект речи поможет звукоподражание.

Звукоподражание

Необходимо приучать детей уже с двух лет  говорить внятно, не торопясь. Начинать следует  с  правильного  произношения  гласных  звуков, побуждать детишек  к звукоподражанию (га-га-га; ла-ла-ла; ля-ля-ля; ав-ав; тик-так и т.п.), просить их произносить звукоподражательные слова в разном темпе (быстро и медленно), с разной силой голоса (тихо и громче),  с  детьми трёх лет и старше  обращать внимание на интонацию и выразительность слов и коротких выражений, т.е. радостно, грустно. смешно, грозно, вежливо и т.п. Например, скажем: «Котёнок  боится  собаку и жалобно мяукает «мяу-мяу», а мама кошка зовет котёнка кушать и кричит громко, призывно «мяу-мяу». Естественно, интонация голоса в этих двух случаях разная и надо добиться, чтобы ребёнок это понял и выразил нужные чувства голосом.

Правильное произношение слов и звуков

Звуковая сторона  слова очень рано становиться  объектом внимания малышей. Они от взрослых уже в три года требуют правильного проговаривания слов  и не любят, когда с ними «сюсюкают». Например, Рита вместо слова лепёшка говорила «шалёпка», а когда бабушка  сказала ей: «Ешь шалёпки с вареньем», девочка с возмущением потребовала: «Не говори так!»  Или- Петя пришел из детского сада и говорит маме: «А Сережа вместо слова «шкура» говорит «скула». Когда мама спросила, какой звук Серёжа произносит неправильно, Петя не смог  ответить. Делаем вывод, дети в возрасте 3 лет замечают неправильно произнесённое слово, слышат все звуки и разницу отдельных звуков, но не умеют выделять эти звуки в словах.

Всё это происходит  в результате  недостаточного развития фонематического слуха. В данном случае  помогают игровые упражнения типа:

  1. Взрослый показывает игрушку, ребёнок называет слово, взрослый выделяет нужный звук в данном слове . Например, «МЕДВЕДЬ» — звук «МЬ» (мягкое произношение), следующая картинка «МАК» — звук «М» твердый. Ребёнка определять разницу произношения не просим, а правильного произношения звуков добиваемся.
  2. Выделяем интонационно звуки, предлагая малышу повторить их изолированно. Например, «М» — «МЬ», Т+»Т» — «ТЬ» и прочее.
  3. Далее предлагаем самому ребёнку искать нужный звук и произносить его. ( ГУСЬ – ГИРЯ, т.е. «Г» и «ГЬ»)
  4. Ребенок должен услышать слово, произнести его самостоятельно  и выделить нужный звук. (Взрослый говорит: «Надо найти звук «П» и произносит слово «пальто», далее – звук «ПЬ» в слове «пельмень»).

занятия по развитию фонематического слуха Начинать выделение лучше всего с гласных звуков, произнося их с разной интонацией и силой голоса.

При переходе к согласным звукам  легче всего начинать  с звуков «б –п», «к – г», «д –т», «м –л», «н» . Звуки «р и л»  труднее всего усваиваются детьми, поэтому и работа над ними может длиться до 6 лет. Если в 6 лет ваша работа над данными звуками не помогла, необходимо обратиться за помощью к логопеду. К первому классу школы  от детей требуется  правильное произношение всех звуков и умение выделять их в словах.

В работе по правильному произношению звуков необходимо следить за дыханием ребёнка и за положением губ и языка. Ещё одно обстоятельство – дети трёх лет не хотят выделять звуки, их интересует игра. Предлагаю вашему вниманию несколько игровых упражнений по данной теме:

  • Девочка плачет «а-а-а-а-а…», мама поёт весёлую песенку «а-а-а-а-а….», мама поёт спокойную колыбельную песенку «а-а-а-а…». Подобным образом проводится работа по произношению других гласных звуков.

В подобных упражнениях должны хорошо работать губы и язык. Если не получается работа  губ и языка, уместны несложные игры: понюхаем цветы; подуем на перышко; погреем дыханием руки; выдувание мыльных пузырей. Попросите детей показать, как кошка лакает молоко; вытянем губы трубочкой и сразу же улыбнёмся солнышку, зайчику и пр.; сделаем языком укол в щёчки, нёбо; пощёлкаем язычком и прочее.

  • Заставлять произносить чистоговорки типа: «бабуся – мамина мама», «бабуся – папина мама», «птичка пела «пью-пью»; «посеем мак – мак»; «О — охало, О – окало»; «Колокольчик голубой поклонился нам с тобой.  Колокольчики цветы очень вежливы, а  ты?» и т.п.
  • Игры: «Угадай, на чем играю?» (дудочка, барабан, металлофон и т.д.); «Кто летит?» (жук – ж-ж-ж, комар – з-з-з и прочее); «Хлопни, как я один разок» и т.д.
  • Дидактические игры: бросаем камушки в ёмкость с водой и проговариваем: «Буль-буль, так всегда бьёт по камушкам вода». «Динь – динь! – дни подряд колокольчики звенят» и т.д. Подобные игры и упражнения способствуют и обогащению словаря  детей, они узнают слова: колокольчики, около, охало и т.п., новые выражения «бьёт по камушкам вода». Игры такого характера можно проводить и по картинкам, с предметами, игрушками и другими материалами и пособиями.

При проговаривании чистоговорок  очень важно, чтобы  повторяли их с разной силой голоса и различным темпом речи. Кроме того, следует соблюдать интонационные характеристики голоса соответственно содержанию текста: радость, грусть, вежливость, грубость, просьба, приказ и прочее.  Важно чтобы  малыши  слышали  и различали «положительные» и «отрицательные» интонации голоса, сравнивали  их и делали  выводы, оценивая поступки героев сказок, рассказов.

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ