Развитие интереса к рисованию детей младшего дошкольного возраста

Формирование детского творчества невозможно без развития  восприятия, обогащения представлений об окружающем детей мире. Об этом, естественно, должны заботиться взрослые. В своей статье «Рисование дошкольников» я писала, что лучше учить детей изображать предметы в движении (Колобок катится по дорожке; мяч в реке; лесенка в небо и т.п.).

Задачи рисования для детей младшего дошкольного возраста

Но всё это будет возможно, когда у малышей будет вызван интерес и стремление к действиям с карандашом, кистью  и бумагой, а так же после того, как взрослые научат своих детей умению держать карандаш, кисть в пальцах, а не в кулачке.

задачи рисования для детей

Другими словами – взрослые должны способствовать развитию интереса к рисованию. Если ребёнок посещает дошкольное учреждение, то родителям проще: они будут выполнять просьбы и советы педагогов, получать от них необходимые ответы на вопросы, консультации. Тем, чьи дети не посещают дошкольные учреждения, необходимо также с ранних лет справляться с задачами рисования самостоятельно:

  • Вызвать у детей интерес к действию с бумагой, кистью, карандашом.
  • Научить наносить на бумагу штрихи и линии.
  • Следить взглядом за движением карандаша, кисти по листу бумаги, как за движением руки взрослого, так и своей.
  • Побуждать малышей к осознанному повторению получившихся линий и штрихов. В выполнении этой задачи, вам помогут задания типа: нарисуй ленточки, которые висят на верёвочке, лежат на столе и пр.; дорожку для курочки; полянку для гриба и т.п.
  • Решить одну из главных задач – умение держать правильно кисть и карандаш пальцами руки.

Анна В. воспитывала малыша 2 г. 5 м. одна и, приходя их детского сада, усаживала мальчика рисовать, лепить, пока она занималась делами. У них было много красок, кистей разных размеров, цветных карандашей, фломастеров, мелков, пластилин глина и пр. Ребёнок научился сам выбирать себе материал для работы. Мальчик много рисовал, лепил. В детском саду он часто рассказывал, как  нарисовал, допустим, следы на дорожке. Однажды воспитатель попросила его нарисовать эти следы. Антон нарисовал следы разного размера и, по просьбе педагога, рассказал, чьи следы он нарисовал. В группе основная масса детей плохо держали карандаш, кисть. Воспитатель В.П. решила провести консультацию для родителей на тему «Значение рисования в жизни младших дошкольников». В.П.  попросила Анну рассказать, как она научила своего сына рисовать. Аня согласилась выступить, а педагог попросила её принести работы Антона и оформила выставку его работ. В своем выступлении женщина обратила внимание родителей, что она ничего особого не делает: закупила необходимый материал для рисования, а темы берут с сыном из наблюдений. Например: «Идём из детского сада зимой, падает снег, приходим домой — и рисуем снег.

обучение рисованию детей дома

Весной рисуем сосульки, ручейки, летом – тропинки, дороги для машин и т.п.». правда женщина отметила, что вынуждена предлагать  Антону рисовать в то время, когда она занята домашними делами, но на просьбы мальчика всегда откликается и помогает. Ответила Анна и на вопросы родителей типа: как она научила ребёнка держать правильно карандаш в руке? Какие краски лучше купить? С чего лучше начинать рисовать?  и пр.

Опираясь на рисунки мальчика, В.П. вела спокойно беседу о значении рисования в жизни ребёнка дошкольного возраста. Подготовила в отдельные пакеты рисунки каждого ребёнка и раздала родителям в конце собрания. Родители сами имели возможность убедиться, как их малыши  отстают по рисованию от своего сверстника.  В уголке для родителей был предложен выбор темы для рисования для детей младшего дошкольного возраста.  (Длинные дорожки; длинные и короткие дорожки; снежок пошёл; дети побежали по дорожке и оставили следы; кто, что хочет, то и рисует  и т.п.)

Обучение рисованию детей дошкольного возраста дома

Занимаясь выполнением этих задач, не забывайте, что работать с бумагой, кистью и карандашом необходимо постоянно.

значение рисования в жизни ребенка развитие

Даже недельный перерыв слишком велик для малыша, он быстро забывает, что узнал и чему научился ранее.  Дети в возрасте от 2 до 4 лет могут заниматься, примерно, 10-20 минут соответственно. Если эти  минуты, хотя бы через день, родители будут использовать для занятий рисованием, лепкой, то малыши быстро освоят способы работы карандашом и кистью. Кроме того, следует учитывать большую эмоциональную возбудимость малышей от 2 до 3 лет, поэтому говорить нужно мягко и чётко формулировать задания. Категорических требований и приказов лучше избегать. Например,  Вадик (два с половиной года) не понимает, как можно в нарисованном домике зажечь огни. Папа вечером вывел сына на улицу, они вместе наблюдали за огнями в окнах (в одних окнах был синий цвет, других – жёлтый, был и красный). Дома папа показал мальчику, как кистью можно нарисовать свет. Подобные наблюдения способствуют развитию интереса к рисованию, образного представления и воображения.

 Но бывают и другие примеры: родители помимо воли детей заставляют их садиться и рисовать, лепить и т.д., в результате наталкиваются, чаще на детские капризы, непослушание, плач. Настойчивые требования взрослых – заниматься каким-либо делом провоцируют подобные реакции и могут вызвать отрицательное отношение к рисованию, лепке и т.д. Надо относиться к подобным реакциям малышей более спокойно: не упрекать ребёнка, не настаивать на своих требованиях, а дать ему возможность испытать радость от предстоящего занятия, как это делала Анна.

роль рисования в жизни ребенка

Но есть масса других способов. Например, расскажите малышу сказку «Колобок» и предложите нарисовать дорожку для Колобка, после слушания сказки «Курочка Ряба» пусть ваши сын или дочь нарисуют зёрнышки для птички. Выучите народную песенку «Огуречик» и нарисуйте грядку для огурчика.. можно предложить ребёнку картинку с изображением нужного вам предмета, и попросить малыша нарисовать то, что изображено на картинке и прочее.   

Обязательно надо следить не только, как держит ребёнок в руках карандаш, кисть, но и как делает штрихи, обращать внимание на силу нажима карандашом, кистью,   движения руки должны быть уверенные, лёгкие, смелые. Взрослые должны обращать внимание на  образный характер рисунка, т.е. дорога для Колобка должна быть длинной, т.к. он покатился далеко, струйки воды, льющиеся из крана, капли из сосулек попадают в лужи, на землю и прочее.

Развитие интереса к рисованию детей младшего дошкольного возраста цель:

  1. Учить детей правильно сидеть за столом при занятиях рисованием.
  2. Держать карандаш, кисть пальцами руки, не слишком их сжимать.
  3. Научить ритмичному нанесению штрихов, мазков, изображая явления окружающей жизни (падают листья, снежинки, идёт дождь и пр.).
  4. Развивать умения передавать образы предметов и явлений окружающей жизни, сочетая изображения круглой формы с прямыми линиями, мазками (светит солнышко, колобок катится по дорожке, шары на ниточке, одуванчики на полянке и т.п.).
  5. Изображать предметы четырёхугольных форм (салфетки, платочки, вагончики, домики и пр.), а так же сочетать их с круглыми формами.
  6. Воспитывать аккуратность в пользовании красками и кистью. Обращать внимание на нажим на карандаш и кисть.
  7. Закреплять знания цветов: красный, синий, жёлтый, зелёный, белый, чёрный. Знакомить с оттенками: розовый, голубой, серый. Научить малышей подбирать цвет, соответствующий изображаемому предмету.

При обучении рисованию детей дома постоянно обращайте внимание на позу ребёнка: не следует допускать искривления спины, тело ребёнка должно быть постоянно в движении, т.е. малыш должен менять положение своего тела, рук и ног, не допускайте, чтобы дети поджимали ноги под столом и слишком низко наклоняли голову над листом бумаги.

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ

No announcement available or all announcement expired.