Развитие произносительных навыков дошкольников

Произношение звуков речи

Логопеды делят звуки речи по характеру работы артикуляционного аппарата на определённых возрастных ступенях развития детей:

  • звуки, произносимые на раннем этапе развития малышей:  «а», «о», «у», «и», «м», «п», «б», «д», «т», «г».
  • звуки, произносимые в возрасте от 2 до 4 лет: «л», «ы». На данном этапе развития детей идёт дифференциация звуков по мягкости и твёрдости гласных и последующих за ними согласных звуков.  Например, «мышки – мишки», «сани – сени» и т.п.
  • звуки, которые требуют поднятия передней части языка : «р –рь», «ш-щ-ж», «л», «ц».
навыки произношения звуков речи
методы и приемы развития произносительных навыков у дошкольников

В соответствии с указанным делением звуков речи проводятся  звуковые упражнения для детей разных возрастов. Все звуковые упражнения состоят в произнесении детьми слов и фраз, в которые включён нужный звук.  Дидактическим материалом  в подобных упражнениях служат скороговорки (чистоговорки), заучивание стихотворений, работа с картинками и картинами, игрушками, по которым взрослый даёт ребёнку задания.  Например, у ребёнка (до полутора лет) есть игрушка «мышка», взрослый может спросить: «Скажи, как пищит мама мышка? А как пищит мышка-дочка?». В данном упражнении меняется интонация в произнесении звуков  и сила голоса (мама-мышка пищит более громко и погрубее, чем мышка-дочка).

Методы и приемы развития произносительных навыков у дошкольников

Вот мы незаметно перешли к теме методы обучения детей в произношении звуков речи, с помощью которых помогаем своим малышам освоить их правильное произношение. Основным методом является метод имитации – дети произносят слова с нужными звуками, копируя взрослого.

правильное произношение звуков речи
методы и приемы развития произносительных навыков у дошкольников

 Подобную имитацию дети воспринимают как игру и с удовольствием увлекаются ею. Например, мама напевает малышу до года «а-а-а-а-а…», через 2-3 дня малыш с удовольствием  будет вторить маме. Единственное пожелание маме, чтобы она правильно держала губы во время данной песенки. Закрепили звук «а», можно смело переходить к другому звуку, например, «и», так же отрабатываются навыки произношения звуков речи, гласные и согласные.  Работа над правильным произношением гласных обычно заканчивается на третьем году жизни, но бывают случаи, когда работа может продолжиться  и дольше. Тогда полезно тренировать  работу дыхания, так как от именно от дыхания зависит правильное, чистое, чёткое произношение звуков речи.  Пример, Сашу  в 3 года привели в детский сад, речь его была быстрой и нечёткой. Проведя обследование, воспитательница поняла, что у него не отработано дыхание, поэтому речь отличалась от других детей не только торопливостью, но и прерывалась на полуслове. Воспитатель подобрала необходимые игры на постановку дыхания при речи, упражнения для губ и языка, провела консультации с мамой на темы: «Произношение звуков речи: гласные и согласные», «Артикуляционное произношение звуков речи», рекомендовала ей перечень игр и методику их проведения. Дома мама с Сашей  проводили ежедневные упражнения по 5-7 минут. Вот эти упражнения: «выдувание мыльных пузырей», «Подуем на пушинку», «Погреем своим дыханием руки», «Вытяните губы трубочкой и сразу же улыбнитесь, показав зубы»,    «Сложить язык в трубочку», «Сделать укол языком в щёку, нёбо», «Пощёлкать языком». Все эти упражнения можно делать методом имитации. Читайте статью «Метод имитации».

правильное чистое четкое произношение звуков речи
методы обучения детей в произношении звуков речи

Можно и предложить детям следующий вариант – развитие произносительных навыков у дошкольников через метод ролевой игры.

Например, мама предлагала Саше показать, как плачет кукла «а-аа-ааа-а-аа», следя при этом за его дыханием и правильной растяжкой губ. Были игры: «Мышонок смеётся», «Мишка сердиться», «Волк зовёт друзей», «Дети аукают в лесу», «Лось трубит в лесу» и прочее. Когда Саша начал говорить  не торопясь, не прерывая слово на дыхание,  мама начала учить с ним отработку звуков через произнесение коротких фраз.  Например, «Шу-шу, над водой шумел камыш», «Тида-тида, пляшет в чайнике вода» и т.д. На пятом году жизни мальчик с успехом произносил скороговорки и чистоговорки, читал стихи на праздниках. Произношение его было четким, речь отличалась плавностью, была понятна окружающим.

Нормы произношения звуков речи

Все упражнения, формирующие правильное произношение, проводятся по мере развития детей. Так, с детьми от 2 до 3 лет отрабатывают внятное произношение гласных и согласных звуков, звукоподражание отдельных слов и выражений типа: «кря-кря; динь – динь, динь – дон» и т.п.

произношение звуков речи гласные и согласные
методы обучения детей в произношении звуков речи гласные и согласные

Причём произносить слова и выражения в разном темпе речи (быстро, медленно), с разной силой голоса (громко, тихо).

В три- четыре года продолжается работа на звукоподражание,  учим детей  чётко произносить в словах все гласные и согласные звуки, кроме шипящих (ш-с-з), сонорных (л-м-н) и звука «р».

На пятом году жизни проводится работа по развитию фонематического слуха» , читайте статью «Развитие фонематического слуха у детей». На шестом – седьмом году жизни дошкольников проводится работа по совершенствованию фонематического слуха, отрабатывается дикция и выразительность речи. К семи годам у  детей должно быть сформировано правильное произношение звуков речи.

Если ребёнок не усвоил артикуляцию некоторых звуков, которым уже должен овладеть, значит идёт задержка его в развитии речи. С таким ребёнком надо начинать работу, руководствуясь не его возрастными особенностями, а его умениями. Например, ваш ребёнок прерывает слово, переводя дыхание, значит с ним надо проводить ежедневные упражнения на дыхание, следить за его  правильным дыханием на прогулках, при выполнении физических нагрузок и т.п. Или, ребёнку 4 года, а он не усвоил правильного произношения звуков «м, с», с ним нельзя переходить к усвоению звуков «ш, л».

развитие произносительных навыков у дошкольниов
произношение звуков речи является

Следовательно, надо заняться отработкой произношения звуков «м, с» в разных вариантах. С детьми, отстающими в речевом развитии, следует ежедневно проводить фонематические упражнения продолжительностью 2-3 минуты. В эти упражнения могут входить упражнения на дыхание, для губ и языка,  произнесение фраз и отдельных слов, проговаривание пословиц, загадок, скороговорок, игры типа: «Как кричит петушок, когда зовёт на помощь кота» и т.п., с использованием картинок, игрушек. Исправление ошибок ребёнка должно быть тактичным и не обижающим: просто взрослый должен показать образец правильного произношения, правильной артикуляции. Необходимо поощрять детей за их старание.

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ