Развитие речевого общения детей

Важно, чтобы любой ребёнок дошкольного возраста умел думать и общаться с помощью слова. Принципы речевого общения формировались веками, и основное их условие — открытость, дружелюбие, доверие, вежливость.

Общение и речевое развитие дошкольников

Именно на этих условиях в нашем обществе закреплены любые  приветствия, обращения людей друг другу, оказания услуг, различные формулы благодарности и извинений, правила беседы,  общение взрослых людей между собой.

развитие речевого общения дошкольников

Не стоит забывать, что речь по наследству не передаётся, дети, подражая взрослым, повторяют отдельные фразы, т.е. овладение речью и опыт речевого общения находится в прямой зависимости от окружающей среды. Вот почему необходимо, чтобы взрослые в разговорах  следили за своей  речью. 

Развитие речевого общения и овладение речью тесно связано со всеми видами детской деятельности, поэтому в процессе любой деятельности следует тренировать детей в умении объяснять друг другу или взрослому ход работы, замысел и правила игры, обосновывать распределение обязанностей.

Справиться с этими задачами помогут упражнения типа:»Скажи, кто ты?», «Скажи, какая на улице погода?», «Опиши речку, которую ты видел на экскурсии» и т.п., загадки-складки на недостающее слово, выражение (Например, Мед в лесу медведь нашёл, мало мёду, много … (пчёл).

роль общения в речевом развитии детей

Такие упражнения учат детей слушать собеседника, заставляют их думать и давать правильный ответ, умение участвовать в диалоге, давать описание предметов и прочее.

Пусть наши дети знают, как себя необходимо вести в обществе родных и близких им людей, в кругу друзей, соседей, а так же среди малознакомых и незнакомых им людей, быть добрыми, внимательными и вежливыми людьми.

Развитие речевого общения детей в семье

Необходимо в семье научить малыша произносить слова чётко и ясно; вежливо отвечать на вопросы; внимательно выслушивать взрослого; говорить без крика, владеть силой голоса; быть скромным и сдержанным.

Не секрет, что развитие речевого общения детей в семье зависит от манеры и умения разговаривать окружающих и близких им людей.  Вслушайтесь в речь своих детей, и вы заметите, что в интонациях вашего малыша проявляются особенности отношения отца и матери, дедушки и бабушки, он передаёт жесты и мимику близких ему людей. Богатство языка, как и недостаток становится достоянием ваших детей. В детском саду, послушав детей внимательно, можно сделать вывод о манере общения  в семье,  степени уважительности членов семьи, и совсем нет никакой необходимости спрашивать об этом детей. Игорь (4 года) часто употреблял выражение (причем не всегда уместно) «чё стоишь, как чурка с глазами?» Сначала воспитатель не заострила на это выражение внимания, но мальчик всё время употреблял его. Поговорив с мальчиком, пришлось разговаривать с его родителями, оказалось, такое выражение употребляла бабушка, все домашние просто привыкли к нему и не обращали внимания на реплику. 

развитие речевого общения детей в семье

Общение «родители — ребёнок» — диалог двух сторон, который требует не только взаимопонимания, но и взаимного уважения.

Умение рассказывать, быть общительным, преодолевать молчаливость, застенчивость, развивает у детей  в своих силах. Следует учитывать, что культура  речевого общения  не ограничивается понятиями вежливости, доброты, внимания и доверия. Ещё необходима тактичность в поведении и разговоре. Пример: в автобус входит молодая пара, на первом сидении сидят мама с девочкой. Девочка быстро встала и предложила вошедшей молодой женщине сесть. Женщина смутилась и быстро ответила: «Ну, что ты… спасибо…не надо». Девочка искренне: «Садитесь, садитесь. Я всегда пожилым уступаю». Мама девочки смутилась. В примере совершенно очевиден тот факт, что, воспитывая вежливость, мама совершенно не уделяла внимания тактичности. Вот и результат.

Речевая сдержанность детей

Речевая сдержанность — один из главных признаков общения и речевого развития дошкольников. Как часто этой сдержанности не хватает нашим детям! Варя (4 года) — никогда не слушает взрослых, совершенно не воспринимает никаких заданий, и, естественно, ни разу не сумела ответить на поставленные перед ней задачи.

общение и речевое развитие дошкольников

Девочка вообще не умела слушать и слышать взрослых, она постоянно требовала, чтобы все слушали её. Не буду описывать работу воспитателя с родителями Вари. Просто необходимо, чтобы родители всегда обращали внимание на речевое поведение своего малыша во время разговора, так как это влияет на интеллектуальное развитие. Следует так же проанализировать ситуацию — как часто и какие темы вы выбираете для бесед и разговоров с детьми и  никогда не забывать, что вопросы развитие речи и мышления взаимосвязаны.

 Не спешите винить детей в вопросах речевой несдержанности или высокой речевой активности. Ведь  причина бывает чаще всего в том, что, добиваясь от детей высокой речевой активности, мы забываем о воспитании у них умения выслушивать других, вникать в смысл сказанного (случай с Варей — яркий пример такой забывчивости). Дети, привыкшие к излишнему вниманию взрослых, «неукротимы» в своей говорливости. Для них главное — выговориться, а слушать других они не умеют.

развитие речевого общения детей дошкольного возраста в семье

Отсюда вывод — надо учить детей  умению слушать собеседника и  поддерживать разговор. Следует приучать детей в необходимости молчать, когда разговаривают взрослые, не перебивать их разговор своими вопросами и другими репликами. Кроме того, необходимо разъяснить ребятам, что молчание необходимо при  посещении массовых мероприятий, просмотре фильмов, когда кто-нибудь дома отдыхает.

Одна заботливая мама старалась, чтобы ребёнок вёл себя раскованно, наставляла его: «Не обращай ни на кого внимания, веди себя так, как будто на тебя никто не смотрит». Позже, когда мальчик пошёл в школу, она искренне недоумевала: «Совсем не считается с нами,  делает, что хочет. Так надерзил мне при посторонних, что мы с отцом чуть со стыда не сгорели! Сделали ему замечание, а он говорит: «Что особенного я сказал?» В дошкольном детстве мальчику не привили умение вести себя скромно, у него появилась обыкновенная развязность в общении, не умение подчиняться правилам поведения. Такие дети не испытывают неловкости, когда взрослый делает им замечания. Исправить такое поведение мальчика можно только в семье. Помогут в этом родителям задушевные беседы.

развитие речи и речевого общения дошкольников

Например, для Ромы  было большое удовольствие, когда бабушка садилась с ним и рассказывала: «Когда я была маленькой…», такие беседы заставляют детей притихнуть и слушать. В домашних условиях хороши игры и игровые упражнения, когда от всех без исключения требуется выдержка и умение молчать и слушать других. Требуя от ребёнка, чтобы он не перебивал собеседника, напоминаем ему: «Сначала слушай, когда подойдёт твоя очередь, скажешь ответ», можно прибегнуть к пословице: «Слово — серебро, а молчание золото». Объясните ребёнку её содержание, и он всё поймёт правильно. .

Роль общения в речевом развитии детей

Роль речевого общения в развитии речи детей целиком зависит от окружающих их взрослых — дети любого возраста общаются со своими родственниками, соседями, сверстниками в процессе совместных занятий, игр, трудовой деятельности, овладевая разговорным стилем речи. Кроме того, взрослые читают детям стихи, рассказы, сказки — идёт пользование книжного стиля речи. Чаще используйте в разговорах с детьми ссылки на героев их любимых произведений, пусть дети дают героям оценку, их поступкам, обмениваются впечатлениями о прочитанном. Хотя ребёнок  не осознаёт, но у него идёт развитие речевых навыков, усвоение грамматики и лексики родного языка. Иначе говоря, дети овладевают  речевым общением. Воспитать  тактичного собеседника — одна из главных задач в развитии и воспитании детей дошкольного возраста.

развитие речевого общения детей младшего дошкольного возраста

А это означает, что у дошкольника должны быть привиты такие качества:

  • Сформированность культуры речевого общения.
  • Не перебивать разговор взрослых.
  • Уметь пользоваться словами: «Извини, пожалуйста…» — и дождавшись одобрения взрослых, обратиться со своими вопросами.
  • Во время разговора вести себя скромно, спокойно, не гримасничать. С собеседником быть приветливым и доброжелательным.
  • Вежливо разговаривать со взрослыми, не дерзить им, не допускать капризного, крикливого тона.
  • Уметь молчать, когда взрослые разговаривают.
  • Правильно и понятно для окружающих излагать свои мысли.

Необходимо чутко относиться к слову ребёнка, одобрять его желание и стремление вести разговор с взрослыми, но при этом управлять поведением ребёнка. А это означает: постараться придать разговору такой характер, при котором стеснительный ребёнок почувствовал бы себя свободно, а развязный — более сдержанно. Здесь будет иметь значение ваш тон (мягкий или официальный), выражение лица (ободряющее, одобряющее или призывающее к сдержанности), жест ( располагающий к разговору или к молчанию).

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ