Развитие речевого творчества дошкольников

Что такое развитие? Обычно под развитием детей подразумевается процесс накопления знаний и процесс изменения этих знаний с переходом от простого к сложному, от низшего к высшему. Развитие человека происходит по возрастным ступеням. Нас интересуют возрастные ступени от рождения ребёнка до его поступления в школу,  и  способность детей с рождения познавать внешний мир с помощью памяти, воображения, представления, мышления, а так же речи. Речь – важнейшее отличие человека от животного.

развитие речевого творчества детей дошкольного возраста
приемы развития речевого творчества дошкольников

Формирование речевого творчества дошкольников

Если взрослые, окружающие ребёнка, с момента его рождения начинают правильно учить его говорить, то такой ребёнок развивается  нормально: сначала у него появляется способность представлять, затем мыслить и воображать.  Родители должны знать и помнить, что без развития речи способности детей представлять, воображать, мыслить развиваться не будут.   Примеры из опыта  работы воспитателя Н.И.о трудностях запоздалых занятий. Аркашу (6 лет) привела бабушка в старшую группу детского сада с уровнем развития речи ребёнка четырёх лет. Простая деревенская женщина не задумывалась о развитии мальчика, считала, что ребёнок сыт, не болеет и хорошо. Мальчик физически был развит: он хорошо катался на велосипеде, самокате, коньках, в движениях был вёрткий и ловкий, любое упражнение, которое многим детям в группе давались с большим трудом, Аркаша выполнял почти всегда согласно указаниям педагога. С развитием речи пришлось изрядно потрудиться воспитателям, бабушке. Но, надо сказать, бабушка просто молодец. Она много занималась с внуком по заданию воспитателя. Кроме того, сходила в школу, завуч школы Т.Г. помогла ей договориться с учителем начальных классов о занятиях с мальчиком до поступления его в первый класс. 

речевое творчество дошкольников
игры направленные на развитие речевого творчества дошкольников

Тем не менее, мальчик, придя в первый класс школы, испытывал трудности в изучении русского языка.   Федя, единственный ребёнок, воспитывался с глухонемыми родителями, которые в силу своего недуга не могли реагировать на речевые действия сына. Мальчик к четырём годам оказался почти немой. Соседи обратились в органы опеки и попросили устроить Федю в детский сад. Слабый уровень развития речи оказался причиной того, что у ребёнка  интеллект не развивался, потребовалось масса усилий, чтобы наверстать упущенные пробелы в развитии. Следует помнить, что, обучая ребёнка родной речи,  взрослые одновременно способствуют умственному и нравственному развитию своего ребёнка и готовят почву для успешного обучения его в школе.

Задачи взрослых в развитии речевого творчества

В дошкольном возрасте дети проявляют творчество в изобразительной деятельности, в игре. Что же касается речевого творчества, то здесь уровень развития детей заметно отстаёт. И задачи воспитания речевого творчества детей состоят в том, чтобы научить их выражать словами то, что они увидели на прогулке, картине, сделали своими руками и т.п..

С помощью каких средств можно это сделать? Очень просто: нарисовал ребёнок на листе бумаги свою картинку, попросите его описать рисунок, пусть он вам расскажет, как он это сделал и почему именно так, а не иначе. Точно таким же способом пусть ваш малыш описывает игрушку, обращая внимание на её цвет, форму, величину и т.п. Если игрушка – фигура животного, то можно пополнить знания  малыша, обследовав  фигуру, рассказать, где живёт данное животное, чем питается и т.д. Наталья К. умело использовала для развития речи сына Данила живущего в доме кота. Началось всё с того, что кот был малоподвижен и перестал есть, а Данилке хотелось с ним играть. Тогда женщина объяснила сыну, что кот заболел, и предложила напоить его сырым яичным белком. К всеобщей радости кот выпил предложенный белок, ему поставили воду. Даниле было предложено следить за ним. Когда к ним зашла соседка, Данила рассказал ей о том, как они с мамой лечили кота. Наталья заметила, что у мальчика появился интерес и речевая активность, которой раньше  не наблюдалось. Теперь вся забота о коте легла на плечи мальчика. Кроме того, мама научила его описывать внешность кота, они много читали сказок, героем которых был кот, изучили вопрос питания и пр. Затем стали по имеющимся в доме фигурам животных знакомиться с их образом жизни, особенностями питания, повадками и пр. Много внимания уделялось описанию внешности фигуры животного.

цель речевого творчкства детей
цель речевого творчества детей дошкольного возраста

Когда Данила подрос, Наташа научила его умению сравнивать фигуры животных, картинки с их изображением  между собой, подмечая не только различие, но и сходство. Точно такими же приёмами пользовалась Наталья и при наблюдении за комнатными растениями, за растениями в саду и огороде. Научила сына по внешним признакам узнавать о необходимости полива растений, рыхления почвы, прополки и т.д. К семи годам мальчик умел дать описание любой картины, игрушки, знакомых растений и других предметов, видел их сходство и существенное различие. Отсюда делаем вывод – личный опыт общения ребёнка с живыми объектами, предметами, помощь взрослых в умении находить нужные слова, образные выражения, характеризующие тот или иной предмет, развивает словарный запас детей, помогает переносить полученные представления, знания в речевую форму. В дальнейшем будет развиваться творческое поведение его в трудовой деятельности.

Приёмы развития речевого творчества дошкольников

Речевое творчество дошкольников может выражаться по-разному: например рассказ.

речевое творчество старших дошкольников
речевое творчество дошкольников в театрализованной деятельности

При составлении рассказа, допустим, о кошке можно использовать картинки: кошка, кошка с котятами, кошка ест, пьёт, спит, играет и пр.. Если ребёнок прекрасно справляется с заданиями, дайте схематическое изображение тарелки, из которой кошка есть, человек и кошка. Можно дать несколько изображений: дом, человек, сад, кошка. В данном случае детям придётся проявить фантазию о том, как связать всё в один сюжет. Поверьте, получаются прекрасные творческие рассказы. Кроме того, уточняются знания ребят об объектах и предметах окружающего мира, формируются умения отражать в рассказах простейшие связи. Например: строение лап и особенности передвижения, среда обитания и окрас шерсти, перьев и т.п. Конечно же, необходимо воспитывать умение рассказывать эмоционально, выразительно, не торопясь.

Хотелось бы обратить внимание взрослых на оценку  детских рассказов. Если используете игровые персонажи, то желательно оценку рассказа давать от имени игрового персонажа. Оценка в любом случае должна быть положительная с тактичными поправками на соблюдение последовательности рассказа, выразительности речи, образности характеристик. Рассказы можно записывать или на тех картинках, которые используете или в отдельных тетрадках. Если ребенок рассказал вам о своем рисунке можно запись рассказа сделать с обратной стороны этого рисунка.

формирование речевого творчества дошкольников
задачи взрослых в развитии речевого творчества

Полезны дидактические игры, направленные на развитие речевого творчества дошкольников, типа «Мишкины картинки», в которой можно научить детей описывать объекты окружающей среды, предметы, игрушки, картинки, отражая в описании особенности внешнего вида, поведения животных и птиц и пр. Игра может проводиться с детьми всех возрастов и в разных вариантах. Например, Мишка – игровой персонаж, получает письмо в картинках и не может его прочитать. Взрослый предлагает ребёнку (детям) помочь Мишутке. Другой вариант – дети должны  составить рассказ по предложенной взрослым теме и подобрать к рассказу картинки, отправить письмо Мишке. Интересна игра «Загадки Винни-Пуха» — так же, как и «Мишкины картинки» игру можно проводить по-разному:

  • Винни-Пух – игровой персонаж, загадывает детям загадки, а они отгадывают.
  • Дети получают письмо от Винни-Пуха с картинками животных, птиц и пр. и должны определить и назвать изображенные предметы, дать их описание.
  • Дети загадывают загадки персонажу Винни-Пуху.
  • Дети отправляют свои рассказы-картинки для Винни-Пуха и т.п.

Цель подобных игр и их вариантов – научить детей составлению рассказов, раскрывать значение картинок, моделей, подбирать яркие образные характеристики объектов

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ