Развитие речевой активности

Чем больше ребенок понимает слов, тем богаче и эмоциональнее развивается его речь.

Взрослые стремятся поддержать любое обращение двухлетнего малыша и перевести его в речевое общение. Можно разыграть такую ситуацию: вы делаете вид, что не понимаете ребёнка и задаете ему вопросы типа: «Что ты хочешь? Скажи мне…».

razvivayuschie_igry_dlya_detey_1_goda_2Уместны и такие вопросы «Кто это? Что Это?».

В общении с детьми

Раннего возраста необходимо комментировать свои действия, побуждать малыша к повторению, словесно сопровождая свои просьбы.

Пример: Мой племянник Андрей практически до 2 лет не разговаривал. Когда я была у них в гостях, увидела, что так сложилось: они все понимали желания ребенка, практически без слов выполняли их, не задумываясь. Ему никто не говорил «Дай…, отнеси…, принеси…» и что-то ещё в этом роде. Андрюша просто не понимал значения этих слов, не умел выразить свою просьбу. Однажды мы с ним остались вдвоем. Он подошел, встал у бака с водой и смотрит на меня. Я не поняла его желания. Тогда он подвел меня к баку, показал на него рукой и пальцем показал на губы. Я не знала, как реагировать, дала ему воды. Когда он попил, предложила ему повторить за мной «Пить», «Дай». В ответ я не получила никакой реакции. Тогда я предложила ему простое игровое упражнение: говорю «бак», открываю крышку и показываю «вода», и так повторяла несколько раз. Андрей принял игру и стал повторять слова, открывая и закрывая крышку бака. Потом мы с ним стали лить воду, я проговаривала «вода льется». Далее налили в умывальник воды, помыли руки, приговаривая «водой моют руки, чтобы были чистыми», опять попили воду, и мальчик узнал, что воду пьют. Утром я специально стала умывать племянника, читая ему потешку «Водичка, водичка умой Андрюше личико…», он так смеялся на слова «и был виден зубок», показал мне зубки, в глазах появился интерес. Целую неделю я усиленно занималась с Андрюшей, он заговорил, стал просить пить, игрушки. Научился отыскивать предметы в комнате, таким образом я поддерживала у своего племянника ориентировочную реакцию в комнате, доме, во дворе. В конце моего отпуска Андрей b5081aa54ad470ff4039ef00a5cbf9d3_XLзаговорил, стал отвечать на вопросы: «Кто это? Что это?», научился имитировать голоса животных (киска «Мяу-Мяу», корова «му-у-уу-» и т.п). В результате общения у мальчика появилась речевая активность, он с удовольствием мяукал, кукарекал, а так же понял, что все предметы имеют свое название и назначение. Мяч — катится, отскакивает; машина перевозит игрушки и т.д.

В подобном общении

Взрослого и ребенка необходимо помнить: если вы задали малышу вопрос, то необходимо добиться ответа. Малыш затрудняется ответить — помогите ему.

Рассматривая предметы обихода, мебели, игрушки и т.п., обязательно обратите внимание детей на то, как можно узнать предмет. Иногда у детей в раннем возрасте можно наблюдать такое явление: у них сформированы навыки пользования ложкой, кружкой, одеждой, а просьбу «принеси шарф, варежки и т.п.» они не могут выполнить, на вопрос «где ложка, чашка», не могут ответить. Такое бывает только тогда, когда взрослые не разговаривают с детьми, не называют предметов одежды при одевании и раздевании, постельных принадлежностей, посуды и т.д., не объясняют своих действий, а так же не разъясняют назначения предметов. В таких случаях уместно использовать игры-поручения, игры-путешествия.

210369Когда ваши дети поняли суть вопросов «Кто это? Что это?» переходите к вопросам «зачем, почему, отчего, когда?» и поощряйте попытку поддерживать разговор со взрослыми и сверстниками. Побуждаем детей к умению обращаться к взрослым с просьбой, выражая её в предложениях сначала из двух, затем из трех-четырех слов. Давайте им задания таким образом, чтобы он описал увиденное сразу же. Например, сходи, посмотри, что делает сейчас папа и скажи мне и т.д. В последствии побуждайте говорить, что он видел по дороге в детский сад, магазин . Именно таким способом развивается разговорная речь и умение общаться с детьми. А так же взрослые способствуют развитию у детей внимания, запоминания, тренируется память малышей. Ответы на вопросы «почему, зачем» развивают детское мышление, умение делать выводы и умозаключения.

Я, может быть, повторюсь, но подчеркну — на все вышеописанное не потребуется много времени. Это делается в течение дня в процессе общения. Конечно, послушать какой-нибудь рассказ ребенка, следует присесть на 5-7 минут и выслушать излагаемое. Но поверьте, это стоит того!

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ