Развитие словаря детей в труде

Труд  в развитии словаря детей

В процессе трудовой деятельности у детей воспитывается желание приносить пользу своим близким, аккуратность, ответственность, инициатива. Кроме того, любая трудовая деятельность даёт большие возможности для обогащения и активизации словаря детей. Им становится понято значение многих слов, так как слова эти связаны с чувственным восприятием ребят, действием с необходимыми предметами. Сама же деятельность (любая) способствует использованию необходимых слов в речи.  

труд в развитие словаря детей

Если вы прочитаете статьи  «Сельскохозяйственный труд для дошкольников», «Совместные работы детей и взрослых», то поймёте, о чём идет речь и как на практике можно реализовать задачи развития речи в момент совместной трудовой деятельности с детьми или при ознакомлении их с трудом взрослых.

Я же хочу рассказать о своём опыте работы по этой теме. С воспитателями дошкольных учреждений, обсуждая тему «Развитие речи дошкольников в процессе трудовой деятельности», мы посмотрели два одинаковых занятия в двух дошкольных учреждениях. В первом детском саду была показана обычная деятельность детей с воспитателем по ремонту книг в группе детей 5-6 лет  (подклеивание, прошивка некоторых из них и т.п.). Дети просто работали по указанию воспитателя  (резали полоски бумаги, подклеивали их, подклеивали уголки книг и прочее). В другом детском саду та же работа проводилась с использованием приёмов обогащения словаря детей. Дети внимательно рассмотрели книги, которым необходим ремонт. Воспитательница  уточнила с ними значение слов: «обложка, корешок, отмерить, просушить, страница, сверху, снизу, справа, густо и т.д.», познакомила ребят с новым термином «штатив». Когда подводили итог работы, впечатления детей о результатах и ходе работы у детей второго детского сада были богаче, и их ответы были полнее и ярче, чем у детей первого детского сада.

словарь детей и совместная дейтельность

Делаем вывод – при организации  любой работы с детьми необходимо:

  • Комментировать свою деятельность и последовательность работы, называя чётко слова, которые дети должны использовать в речи.
  • Давать точное и чёткое определение тех или иных слов.
  • Использовать непринуждённую беседу о характере проделанной работы. Во время подобных бесед добиваться от детей использования в речи новых слов и понятий.
  • Если малыш работал самостоятельно. Пусть расскажет вам, что и как он делал. Взрослые же, слушая ребёнка, могут попросить его уточнить значение нового слова, допустим, «обложка». Пусть ребёнок пояснит, что оно означает.

Словарь детей и совместная деятельность

В повседневной жизни, приучая своих детей одеваться и раздеваться, мы знакомим их с предметами одежды, обувью, головными уборами. При совместном занятии ручным трудом дети уясняют значения слов предметов, которыми пользуются в процессе труда и их назначением. Уделяя внимание обогащению словаря детей, используйте не только слова-существительные, характеризующие названия предметов, но и их признаки. Например, надеваете с дочкой пальто, по ходу скажите, какого оно цвета, цвет воротника, зимнее пальто или осеннее. Уточните, что пальто «надеваем», очень важно, чтобы дети умели правильно согласовывать существительное с глаголом, а так же правильно употреблять нужный глагол.  Согласование существительного с прилагательным идёт в сравнении (пальто красное; карандаш красный; косынка красная), здесь взрослым важно чётко проговаривать окончания, так как для детей важен правильный образец речи взрослого. Важно пояснить малышам отношение предметов по месту их положения  (книги стоят на полке в шкафу; ножницы лежат в ящике стола или висят где-то и т.п.).  Следует обращать внимание на слова-обобщения, т.е. «пальто, платье, рубашка, брюки – одежда»; «кружка, блюдце, тарелка, ложка – посуда»; «сапоги, ботинки, сандалии – обувь» и прочее.

Труд взрослых и развитие словаря детей

При знакомстве детей с трудом взрослых словарная работа проводится в таком же плане, как описано. Взрослым важно помнить, что содержание каждого слова способствует познанию детьми окружающей действительности и развитию мышления. Занимаясь расширением  запаса слов у детей, вы решаете следующие задачи:

  1. Обеспечиваете качественное накопление слов, необходимых вашему ребёнку для общения.
  2. Обеспечиваете освоение  содержания слов:
  • Овладение детьми значения слова и точное его соотнесение к объекту окружающего мира, его особенностям.
  • Освоение обобщающего значения слов на основе выделения существенных признаков предметов или явлений.
  • Умение пользоваться словом.

развитие словаря дошкольников в труде

Содержание словарной работы опирается на постепенное расширение и углубление знаний детей об окружающем, например о труде взрослых. Первоначально детей 2-летнего возраста знакомим с трудом близких ему людей в быту (подметает, моет, поливает, пылесосит и т.п.). На третьем году жизни  в словарь детей вводятся слова: «повар – готовит», «врач – лечит», «шофёр – водит машину, автобус» и т.п.). Здесь уже появляется направленность действий людей по профессии. С возрастом детей понятия по профессиям расширяются и, естественно, словарный запас пополняется и обогащается. В словарь детей седьмого года жизни  включаются названия широкого круга профессий, характерных для местности, в которой вы проживаете, а так же профессии сельского хозяйства, всех видов транспорта. Обязательно детей старшего дошкольного возраста знакомят с общественной значимостью труда. Например, чем полезна работа пекаря, водителя автобуса, врача и прочее?

Обязательно параллельно должна идти работа воспитанию уважения к людям труда. Помимо ознакомления с трудом взрослых по основным профессиям необходимо знакомить детей в этом возрасте с такими понятиями, как Армия, флот, авиация, культура и т.п., с праздниками России, региона, с жизнью народов страны, села, города.

Если вы читали статьи «Труд в жизни детей», «Становление гражданина», то, конечно, ознакомились с необходимостью знакомить своих детей с достижениями своих близких и знакомых людей, с наградами, которые у них имеются ( Почётные звания, премии, ордена и медали и пр.). Всё это поможет вашим детям увидеть особенности отношения людей к своей работе, которые не всегда замечаются даже взрослыми.

Предложенный в статье порядок работы по формированию словаря детей в домашних условиях в процессе труда и по ознакомлению детей с трудом взрослых  предполагает единство умственного и речевого развития ребёнка — дошкольника.

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ