Развитие трудолюбия у детей дошкольного возраста

В статье «Воспитание и развитие детей в труде» приводились слова К.Д. Ушинского о том, что «трудолюбие — лучшая форма наследия и одно из важнейших условий счастья наследников». Радость труда — одно из высоких человеческих чувств.  Своевременно развить это чувство у маленьких детей — основная задача родителей.

как привить трудолюбие ребенку

Учим детей планировать

Как привить детям трудолюбие? Если не уделять должного внимания развитию трудолюбия в дошкольном возрасте, то в последствие это сделать будет труднее. Никита пошёл в первый класс, вот он садится за уроки: сначала роется в портфеле, доставая то один учебник, то другой. Видимо, еще не решил, что будет делать, наконец, выбирает учебник, читает условие задачи. Хочет сделать первую запись, но обнаруживается, что ручку он не приготовил, снова роется в портфеле, находит ручку, но… забыл условие задачи. Сколько времени потратил впустую, прежде, чем он приступил к решению задачи! В то же время мама постоянно жалуется: «В школе так много задают уроков, что мальчик не успевает погулять на улице». Маме невдомёк, что мальчику не разъяснили в дошкольном возрасте, что любая деятельность (игра, труд, занятия) требует  определённой подготовки. Например, что нужно для рисования? Карандаши или краски, альбом, если рисование красками, то необходимы кисти, салфетки, вода в емкостях.

как привить детям трудолюбие

Нужно подсказать малышам, как нужно сесть, как лучше расположить материал на столе, чтобы было удобно работать. Постоянно напоминать детям, что нельзя садиться за работу, если всё необходимое для данной работы не приготовлено. Необходимо проследить, как выглядит ребенок: в порядке ли у него одежда, вымыты ли руки. Старших дошкольников приучать мысленно предвидеть, что они будут делать, и какое оборудование и материал им понадобится.

Учим детей планировать свою деятельность

В любой деятельности необходимо продумать, с чего начать работу.  Пример: Миша любит рисовать. Мама всегда следила, чтобы и спрашивала его,  что он хочет нарисовать, с чего намеревается начать рисунок,  и как будет располагать его на листе бумаги.  Они вместе уточняли последовательность работы ( что мальчик будет  рисовать вначале. Что потом?).   

значение трудолюбия у дошкольников консультация для родителей

Такое планирование  содействует развитию замысла, помогает ребёнку увидеть, в какой последовательности надо работать, чтобы получить желаемый результат.  Только после того, когда мама Миши убедилась, что мальчик  действительно любит и будет рисовать, она купила ему хорошие краски, кисти. Так же рекомендовала сыну использовать нетрадиционные приёмы рисования – ватными палочками, пальцами,  методом по сырому и прочее.  Развитие трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста часто начинается с выполнения заданий по  рисованию, аппликации и различными видами ручного труда.  Однажды я смотрела альбом для рисования Веры ( внучка подруги). С удивлением заметила, что девочка один и тот же рисунок начинала рисовать несколько раз, так и не закончив его. Причём дом был нарисован на первом плане и гораздо меньше по размерам нарисованной девочки и цветов. Все рисунки перечёркнуты, работа осталась незаконченной. 

учим детей планировать свою деятельность

Посмотрев другие альбомы (их было несколько) и поговорив с бабушкой Веры, я поняла, что девочка просто не  приучена планировать свою деятельность и, кроме того, абсолютно ей не привиты понятия правильного расположения рисунка на листе бумаги, обнаружилось незнание изображения пропорций предметов. Заранее зная, что и как делать, ребёнок меньше отвлекается (как Никита) от деятельности, значит и затрачивает на неё  гораздо меньше времени, что способствует доведению дела до  завершения, меньше затрачивается времени на  деятельность. Кроме того, ваши дети должны чувствовать вашу заинтересованность их деятельностью. А это означает только одно — следует учить планировать детей, умело направлять их деятельность в нужное русло, во время подсказать им способы и последовательность любой работы.  С понятия «учим детей планировать свою деятельность» получает  своё развитие трудолюбие.

Научить ребенка планировать время

Если дети видят, что взрослые серьёзно относятся к их работе, то у них повышается интерес и ответственность за ход этой работы и её выполнение.

Умение планировать свою деятельность предполагает умение рассчитывать время. Необходимо привить детям чувство времени, иначе у них трудно выработать стремление завершить начатое дело. Развитие трудолюбия у детей предполагает во время оказанное внимание, подсказку, чем заняться, чтобы уложиться во времени. Например, перед ужином ваш ребёнок хочет сесть за занятие лепкой, вам лучше сказать ему: «Напрасно собираешься лепить, сейчас придёт папа с работы, будем ужинать. Лучше помоги мне накрыть на стол». Полезно так же разъяснять, почему неуместно начинать новое дело, например, перед  уходом на прогулку мама  Зине всегда в таких случаях говорила: «Когда торопишься — не сделаешь хорошо».  Именно такими незамысловатыми способами мы учим детей планировать свою деятельность,  вырабатываем  у них чувство времени, организованность, умение считаться с распорядком дня, ответственность за завершение начатого дела.

Как привить ребенку трудолюбие

Самое постое, что можно сделать в привитии трудолюбия у детей, давать малышам различные поручения, сначала временные, затем постоянные.

научить ребенка планировать время

Обязательно следить не только за выполнением этих поручений, но и за подготовкой к ним. Тем самым  учим детей планировать свою работу, готовить заблаговременно инструмент, пособия, какие необходимы для выполнения данной деятельности, будь то игра, занятия рисованием, различные виды труда и т.п.

Когда работа, занятие или игра закончены необходимо детям постоянно напоминать, что следует  убрать за собой всё, чем пользовались. Это для детей самая трудная обязанность, которая не всегда совпадает с настроение ребёнка. В развитии трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста важно выработать желание, стремление, чтобы они убирали за собой предметы труда и занятий без напоминания, это должно быть у них привычкой. Такая привычка формируется быстро, если ребёнок видит, что взрослые всегда и всё за собой убирают сами.  Просто взрослым необходимо помнить, что дети — это в будущем взрослые, которым предстоит жить в социуме.

Будущий школьник должен знать правила, помогающие организовать предстоящую трудовую деятельность, что поможет им в выполнении домашних заданий при обучении в школе:

  • Прежде, чем сесть выполнять задание, следует подумать, что для этого потребуется.
  • Подготовить заранее рабочее место и расположить на нём всё необходимое для работы.
  • Нельзя приступать к работе, пока школьник не приведёт себя в порядок.
  • Определить последовательность в работе.
  • Не оставлять не выученные уроки, да и другие дела всегда необходимо доводить до желаемого результата.
  • Нельзя браться за новое дело, не завершив старое.
  • По окончании работы привести в порядок своё рабочее место и себя.

Знание указанных правил помогает в  развитии трудолюбия у детей, умении организовать привычку самостоятельно заниматься любимыми делами, расходовать свою энергию на разумную деятельность, умение самостоятельно распределить время на выполнение домашних заданий, помощь взрослым по дому, занятия в кружках  и отдых.

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ