Речь и речевое общение дошкольников

Речевое общение дошкольников

Посетив занятие в старшей группе детского сада по теме  «Беседа о пище» с целью  проследить за умениями детей правильно и связно излагать свои мысли, осмыслить вопрос и дать точный ответ на него, я отметила. что воспитатель М.Е. много внимания уделяет активизации словаря детей. Например, на вопрос воспитателя «Какие вы знаете третьи блюда подают на обед?», дети чётко перечисли всё, что готовят в детском саду и дома их мамы и бабушки. При разговоре о вторых блюд перечисляли блюда, не произнося слово «гарнир», М.Е. заострила на этом внимание. На протяжении всего занятия воспитатель добивалась от детей полных развёрнутых ответов на вопрос, используя вспомогательные вопросы типа: «какие мама готовит блюда?», «Какое твоё любимое блюдо?».

роль речевое общение детей дошкольного возраста

Стоит отметить, что в группе есть дети, которые всегда поднимают руку и хотят, чтобы их спросили, а ответа дать не могут. Варя, например, с места старается быстрее выдать ответ, и не всегда правильный. Проанализировав ответы  детей, воспитатель М.Е. наметила план работы по развитию речи и речевой культуры детей, наметив основные задачи:

  1. Научить детей отвечать на вопросы не только словом и фразой, но и давать развёрнутый ответ.
  2. Поощрять детей за правильные полные ответы и за удачно заданные вопросы по теме.
  3. Развивать любознательность, наблюдательность.
  4. Воспитывать культуру речевого общения, умение слушать ответы товарищей и т.п.

Воспитание культуры речевого общения дошкольников

Прежде, чем начать работу с детьми по теме «Культура речевого общения детей», необходимо было ознакомить родителей, какая работа проводится в детском саду по развитию речи и культуре  речевого общения детей дошкольного возраста, а так же, что необходимо делать по данному вопросу родителям. Прежде всего, были проведены групповые консультации для родителей по темам: «Отработка дикции детей», «Как вводить в словарь детей антонимы и синонимы», «Совершенствование фонематического слуха и восприятия дошкольников»,»Речевое общение  в развитии дошкольника». 

культура речевого общения детей

Воспитатели группы оформили для родителей тематические альбомы и планшеты: «Умение детей использовать разные части речи в своих рассказах и беседах», «Как преобразовать прилагательные в сравнительную и превосходную степень», «Совершенствовать умение образовывать однокоренные слова», «Использовать в речи сложные предложения», «Развитие речевого общения детей дошкольного возраста» и прочее. В каждом альбоме, планшете был размещён теоретический материал, рекомендации о приёмах работы в условиях семьи, игры и игровые упражнения по тематике, примеры рассказов детей.

Накануне собрания в группе детского сада было проведено занятие с детьми по теме «Какие мы знаем волшебные слова?» Родители детей старшего дошкольного возраста увидели как их дети умеют слушать и отвечать на вопросы воспитателя. Как ими усваивается материал. Воспитатель же, в свою очередь, показала на практике, как можно придумать и описать ситуацию, чтоб побудить детей к высказываниям. Например, М.Е. рассказала: «Когда автобус подъезжал к остановке, его неожиданно качнуло,  и Лена нечаянно толкнула впереди стоящую женщину. Девочка тут же произнесла волшебное слово, и недовольное лицо женщины сменилось улыбкой. Какое слово сказала Лена?». Так же на занятии было дано такое понятие — что такое речевое общение детей дошкольного возраста, с пояснениями: например, как отличить приказ от просьбы. Воспитатель задала ребятам вопрос: «Если я попрошу вас сходить в кабинет  заведующей нашего детского сада, чтобы вы принесли в группу новые фломастеры, как вы выполните это задание?» Ответы детей: «М.Е. велела принести фломастеры; сказала принести; просила принести..». Воспитатель тут же уточнила, что ответ «велела принести» не совсем правильный, так как «велеть»- значит «приказывать», а «я просила». речевое общение детей дошкольного возрастаПоэтому ответ «просила принести» — правильный. Можно принять ответ: «сказала принести», но вы забыли волшебное слово. Какое?» Было ещё много дано детям ситуаций, на которые они должны дать правильный ответ. Кроме того, предложили игры на активизацию речевого общения, которые можно проводить с детьми и взрослыми, воспитывая правильную речь. Например, игры «Так или не так?», Петрушка учится»,  чтение художественных произведений, слушание музыки.

Педагог заострила особое внимание родителей на то, что обогащается и становится богаче речь за счёт знакомства детей с устным народным творчеством (загадки, пословицы, поговорки, скороговорки. считалки), обратила внимание присутствующих, что основной формой речевого общения дошкольников является игра, диалог «родители — дети», «дети-дошкольники и старшие братья и сёстры» и т.п. Самое главное — самим родителям следует следить за своей речью, интонацией  и жестами. Известно, что культура речи и культура речевого общения детей старшего дошкольного возраста и окружающих их взрослых проявляется не в том, что мы говорим, а в том, как мы это говорим.

Простой пример, обычное «здравствуйте» может звучать приветливо, доброжелательно или холодно, небрежно, высокомерно. Всё зависит от того, каким тоном мы произносим это слово. Дети же — это подражатели. Поэтому необходимо развивать у них интонационные оттенки разговорной речи, которые выражают удивление, просьбу, спокойствие, приветливость, уважительность. Всему этому способствуют  чтение художественной литературы, заучивание потешек, стихов, а так же речь окружающих ребёнка близких ему людей.речевое и эмоциональное общение дошкольника

Развитие речевого общения дошкольников

Давайте посмотрим, как мы реагируем на детское «Дай», «Хочу», «Буду — не буду», эти реплики звучат, как правило, повелительно и властно. Если взрослые считают это закономерным, то требовательная властность ребёнка может сохраниться надолго, а в некоторых случаях и навсегда. Родители не должны допускать, чтобы их малыш разговаривал с ними подобным тоном. Вот для чего и должен малыш понимать интонационные оттенки голоса.

Иногда родители терпеливо относятся, когда их пяти — шестилетний ребёнок, разговаривая с кем-либо, не проявляют должной приветливости, цедит сквозь зубы «не-а», «ага-а-а» или вообще не отвечают на приветствие и обращение взрослых, часто объясняя, что их ребёнок слишком застенчив. Так ли это на самом деле?

Вот пятилетняя Таня весело щебечет. Никому не даёт слова сказать, торопится сама выговориться, перебивает взрослых. Мама довольна и говорит: «Хорошо, что девочка ведёт себя раскованно». В данном случае мама не права. Важно различать  раскованность от развязности, застенчивость от неумения сдерживать себя во время разговора. Конечно, Таня ещё мала, но маме в данном случае уместно выражением лица или жестом призвать девочку к сдержанности. Ведь перебивать чей-либо разговор некрасиво.

воспитание культуры речевого общения детей дошкольного возраста

 Отметила воспитатель и другую сторону речевой общения дошкольников — речевую сдержанность, умение слушать собеседника и включаться  в разговор по мере необходимости. Но этот вопрос требует особого обсуждения.

В конце собрания с родителями М.Е. предложила утвердить совместно с детьми выработанные правила в воспитании культуры речевого общения детей дошкольного возраста в целом и культуры речи в частности:

  • Если к тебе обратились с вопросом, отвечай вежливо, полным ответом, чётко произноси слова и звуки. Говори достаточно громко, чтобы было понятно и слышно.
  • Здоровайся при встрече, слово «здравствуй» произноси доброжелательно и достаточно громко. Взрослых называй на вы, приветствуя, смотри в глаза и обращайся по имени отчеству.
  • Умей выслушивать других, сначала послушай, что скажут, а потом говори сам.
  • Не забывай извиниться за допущенную оплошность. Благодари за оказанную помощь.
  • Во время разговора веди себя скромно, спокойно, не размахивай руками. Не перебивай взрослых.
  • В разговоре с товарищами не допускай крикливости. Умей молчать, когда необходимо.
  • Не разговаривай громко там, где спит ребёнок, занимаются или отдыхают взрослые.
  • Если услышал новое слово, которое тебе непонятно, обратись за разъяснением к старшим. Не произноси тех слов, смысла которых не знаешь.

Воспитать вежливого человека и тактичного собеседника — одна из задач, которая должна решаться не только в детском саду, но и в семье на протяжении всего дошкольного возраста.

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ