Речь в нравственном воспитании дошкольников

Нравственное воспитание детей, его своеобразие  в том, что вся  жизнь и любая деятельность дошкольников организуются взрослыми, которые помогают накопить определённые знания, умения и навыки, углубляя положительное отношение к окружающему.

Задачи нравственного воспитания детей дошкольного возраста

При всём этом создаются возможности накопления опыта положительных отношений между детьми и взрослыми, со сверстниками, что является основой нравственного воспитания дошкольников.

речь в нравственном воспитании детей

Основные задачи нравственного воспитания заключаются в следующем:

  • Воспитание культуры поведения (выполнение элементарных правил поведения в любой деятельности, отзывчивость, уважительное отношение к старшим,  забота о близких людях ит.п.)
  • Воспитание любви к родному краю, Родине.
  • Формирование взаимоотношений между детьми, детьми и взрослыми.
  • Воспитание уважительного отношения к людям труда и интереса к профессиям.
  • Создавать возможность для организации трудовой деятельности дошкольников и воспитание у них трудолюбия.

Осуществляя  задачи нравственного воспитания детей дошкольного возраста, взрослые влияют на чувства своих детей, формируют правильное представление о доступных явлениях природы и общественной жизни, воспитывают привычки нравственного поведения, а так же развивают способность к оценке своих действий, действий товарищей и пр. Все эти задачи можно решить, когда для ребёнка становится доступным родной язык – орудие нравственного воспитания. С этого времени взрослые должны особенно внимательно относиться к своим словам и выражениям, своему поведению.

нравственное воспитание дошкольников задачи

Пример, приходит сын из детского сада, играет с младшим братом и, вдруг, родители слышат его рассерженный голос: «Что ты стоишь, как чурка с глазами?!»  На вопрос родителей мальчик просто ответил, что В.Ф. всегда так говорит, когда кто-то не делает заданное.

Речь в нравственном воспитании детей

Первые регулирующие слова (нельзя, можно, надо)  малыш должен усвоить с раннего возраста, получив при этом понятия «хорошо» и «плохо». Давайте вспомним, что мы говорили своим детям, когда они тянулись руками к огню, горячему утюгу, крапиве, ножу и т.п.? Мы с интонацией страха произносили, может даже кричали: «Нельзя!», тем самым предостерегая своих сына или дочь от последствий воздействия этих предметов. Конечно же, поясняли, почему нельзя, типа: «Вове будет больно» и т.п. «Нельзя!» — мы говорим своему малышу, когда он хочет порвать книгу или непозволительно громко кричит в трамвае, автобусе, магазине и т.д. Подобные слова дисциплинируют детей, воспитывают их волю. Разумеется, слово «нельзя», как и другие слова, регулирующие поведение ребёнка, должно быть правильно мотивировано взрослыми.

задачи нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Например, мама говорит Серёже: «Нельзя брать в руки настольные часы, их можно уронить и разбить, бабушка огорчится: это ей подарили товарищи по работе» Мальчик понимает и прекращает свои требования. Однако, часто можно наблюдать такую  сцену: Витя просит часы, мама говорит: «Нельзя, бабушка (папа) будет ругаться». В данном случае слово «нельзя» в сознании ребёнка звучит как угроза. Последствия могут быть разные: малыш отойдёт и не будет больше просить часы, попросит у бабушки (папы) и прочее. Витя же решил поиграть в опасность и узнать, что из этого получится. Взял часы, поиграл ими и разобрал на части. Вывод – взрослым слово «нельзя», как синоним угрозы применять не следует.

Слово «можно» разрешает хорошие поступки на пользу растениям, животным, окружающим людям. С помощью слова «надо» тренируется воля, дисциплина, чувства долга и т.п. Пример, Миша играет в своём уголке, пришло время кормить попугайчика, а он и не вспоминает.

нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Бабушка напоминает внуку: «Надо накормить попугая, а то он может заболеть». Миша реагирует мгновенно.  Это означает, что мальчик усвоил такие понятия, как заботливость, отзывчивость, доброжелательность, верность. Пусть он не произносит эти слова, а, может, и не знает их значения, но у него воспитано чувство долга и ответственности, умение заботиться о птице.  Ещё один пример, мама услышала, как дочь, играя с куклой, говорит ей ласково: «Моё солнышко, мой цветочек, моя радость и прочее», как она бережно и осторожно купает куклу, переодевает и т.д. женщине приятно, что девочка  переняла от неё способность понимать, что такое нежность, ласка, доброта. Она не учила девочку всему этому, просто по жизни  показала хороший пример отношения мамы и дочки, это не осталось незамеченным. Дети способны понимать не только интонацию в голосе взрослого, но отношения взрослого к ним, друг другу, причастность к чему-то хорошему или плохому.

Таким образом,  даже относительно простые положительные привычки в поведении взрослых становятся ценными для нравственного воспитания дошкольников.

задачи родного языка в нравственном воспитании детей

Задачи родного языка в нравственном воспитании детей

Родной язык и речь в нравственном воспитании дошкольников решают, практически, одни и те же задачи, а именно: с расширением активного и пассивного словарного запаса обогащается содержание родного языка, умение связывать слова друг с другом. Использовать в речи сложные предложения и различные обороты разнообразят грамматический строй речи, от чего родной язык делается богаче и звучит красивее. Наряду с совершенствованием диалогической и монологической речью, звуковой культуры речи воспитывается культура речи в целом, а так же культура общения. Поэтому задачи родного языка в нравственном воспитании дошкольников взрослые должны решать с помощью художественной литературы, развивая стремление детей самостоятельно рассказывать сказки, рассказы, составлять свои рассказы и истории, читать стихи, обмениваться впечатлениями с другими детьми и взрослыми. Параллельно у детей будут развиваться такие качества личности, как отзывчивость, самостоятельность, а так же выразительность речи и художественно- творческие способности.

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ