Речетворчество в умственном развитии детей

В возрасте 4 лет

Многие дети охотно играют словами. Например, увидев мужчину без головного убора, Петя сказал: «Голова босиком», а ползущего ребенка назвал «ползук». Ваня в 3 года имитировал игру в хоккей, но слова «клюшка» не знал. И однажды, потеряв её, искал и спрашивал: «Где моя «хота»?»

И только после вопроса  матери, что делают «хотой», родители поняли, что это клюшка, поправили малыша. Он с легкостью усвоил это слово. Родной язык допускает   творчество в разной мере. Ребенок ведь не изобретает новых 8f6f88c8eca2звуков, слогов, приставок, а просто пользуется своими  словами для выражения собственных мыслей  и чувств.

Чтобы дети правильно выражали свои мысли, они должны много знать об окружающем их мире. В статьях «Ознакомление дошкольников с неживой природой» и «Знакомство с живой природой»  как раз и говорится о том, что при получении новых знаний из окружающего идет интенсивное умственное и речевое развитие малышей. Чтобы научиться  самостоятельно  образовывать слова, нужно много знать о слове и словообразовании. Об этом неплохо сказано в статье «Роль сравнений в обогащении и развитии словаря детей».

У многих родителей

Распространено мнение, что  все происходит само собой, без участия взрослых. Но это не совсем так. Пример:  покажите ребёнку картинку, где плотник  стругает  доски,  чтобы они были гладкими и чистыми, а на полу лежат 99278434_1282501422_problemy_razvitie_rechi_u_rebenka стружки. Задайте своему малышу вопросы: «Что делает плотник? И как называется инструмент, которым он работает?». Ваня(4,5 года) ответил, что у плотника в руках  «стругальник»,  Петя (5 лет) назвал рубанок «чистильником», то есть, ребята ориентировались на слова «стругает»  и «чистые». Это очень хороший показатель в развитии детей, он означает, что ребенок думает, умеет слушать и выражать свои мысли. В этом возрасте дети не бояться ошибиться и легко принимают поправки.

В повседневной жизни, в домашних условиях легко можно использовать эту  способность детей к словотворчеству и научить их образовывать правильные слова и уметь пользоваться ими.

Если у вас дома

Много маленьких зверушек, сравните их с большими, и в употреблении ваших малышей будут слова: «лев – львенок;  тигр – тигренок; лиса – лисенок; медведь – медвежонок».  Прочитав  книгу С. Маршака «Детки в клетке», вы закрепите все ваши упражнения с детьми. На следующем этапе занятий дайте детям понятие, что бывает и по другому  называют детенышей животных. Например: «корова – теленок; лошадь – жеребёнок; собака – щенок» и т.д.file_161038_0_110128-funfurryfri copy Именно в возрасте от 3 до 5 лет такие понятия усваиваются. Очень  важно не упустить это время. По такому же принципу усваиваются такие понятия, что у птиц – птенцы; птенцы в гнезде. Далее – в театре – зрители; в библиотеке — читатели ; дворник – убирает двор, улицы и т.п. Попробуйте давать детям задания типа: придумай  щенку такую кличку, чтобы всем было понятно, что он весельчак. Сами включитесь в эту игру. Суть такого словотворчества в том, что оно превращается в способность легко ориентироваться в новых словах и самому их придумывать. Такая необходимость всегда существует, так как малыш познаёт мир, постоянно открывает для себя новые предметы, явления, профессии людей и всему этому даёт словесные обозначения. Пусть  они будут не всегда  правильные, но  ваш малыш  развивается, значит  учится. А взрослый направляет его  знания в нужное «русло». Узнали зверей, животных, их детёнышей – уместно поиграть с малышами в игры типа: «Кто как кричит?  Узнай по голосу.  Кто в домике живет?  Узнай по описанию.  Чего не стало?  Поручения типа: принеси медвежонка, утенка и т.п.».

С   детьми 5-6 лет

Уже уточняется, что у некоторых животных детенышей называют просто «детёныши», «малыш жирафа» и т.д. Игры для них  становятся  более сложными, и они требуют общения с другими детьми  или взрослыми. Например,  магазины:  игрушек, посуды, открыток и т.д., «День рождения куклы Кати,  зайчонка», «Накроем на стол» и многие  другие.  И во всех играх появляются новые предметы, которые ребенок должен обозначать словами (салатник, сахарница, кофеварка, сухарница, вазочка и т.д.). Хороши для закрепления новых слов такие игры, как «Лесное лото», «Что для чего?», «Куда положим?», «Петрушкины загадки».

big_567340Детям  седьмого года жизни

Уже доступны знания, что есть слова-родственники. Они могут звучать по-разному, но связаны между собой по смыслу: лес – «большой массив деревьев», лесник – человек, который работает в лесу, охраняет все, что там растет и заботится о животных. Сад – садовник, двор – дворник и т.п. Все полученные знания об однокоренных словах помогут детям  образовывать новые слова  по вопросам взрослого. Например: Как можно назвать цветок, который вырастает прямо из-под снега?  Как лазского называется маленький лес? Чем отличается лесная дорога от шоссе?  Каким словом можно определить тропинку в лесу, какая она?

Таким образом, дети приобретают опыт образования слов, определения их, умения сравнивать слова между собой, подбирать к ним сравнения и т.п. Все эти умения и знания очень важны для успешного обучения в школе.

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ