Решение арифметических задач дошкольников

В общем в математическом развитии дошкольника существенное место занимают решение ими задач на сложение и вычитание.  К поступлению в 1 класс школы дошкольники должны уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание в пределах 10, пользоваться арифметическими знаками действий, соотносить цифру и число предметов.

Предлагаю некоторые рекомендации по формированию у детей уверенных навыков сложения и вычитания с целью подготовки их к обучению в школе в условиях семьи.

Решение арифметических задач для дошкольников

Учитывая наглядно-действенный и наглядно-образный  характер мышления дошкольников, проводить данную работу  лучше на конкретном и хорошо знакомом материале. Например, вы привлекаете ребёнка накрывать на стол к обеду (если нет, привлеките), попросите его поставить 3 тарелки, затем можно сказать: «я забыла, нас же 4 человека. Что нужно сделать?» Конечно же, ваш малыш откликнется и принесёт ещё одну тарелку. Вот вам ситуация, где нужно проанализировать действия малыша, а затем задать вопрос: «Сколько всего тарелок на столе?». Попутно можно уточнить какое число из названных вами больше, а какое меньше. Точно таким же способом можно действовать с игрушками, карандашами, книгами и прочее. Мы с детьми после праздников всегда считали шары, «сколько всего шаров, сколько шаров лопнуло, сколько осталось». Чем не задача? Если берем грибы при выезде в лес, считаем их, сравниваем: у кого больше, у кого меньше.  Все подобные задания для детей не требуют особых временных затрат, просто взрослым необходимо проявить желание заниматься с детьми, свою фантазию, выдумку.решение арифметических задач для дошкольников

Интересны для детей задания по решению задач-картинок, здесь можно использовать готовые картинки, но лучше, чтоб ребёнок действовал сам. Например:

  • «Покорми рыбок» — в центр листка бумаги положите кружок (другую геометрическую форму) вокруг положенной формы расположите несколько рыбок. Задача — сначала корм кушали 7 рыбок, к ним приплыла ещё одна рыбка. Сколько рыбок едят корм? По такому же принципу «накормите» птиц, цыплят и прочее.
  • Давайте детям задания типа: нарисуй в правом верхнем углу листа 2 квадрата, а в левом — 3. Сколько квадратов ты нарисовал? Данная задача на знание состава чисел из двух меньших, что дошкольники 7 лет должны знать в пределах 5. Руководствуясь этим примером детям можно давать задание и на зарисовки предметов по клеткам.

Обучение решению арифметических  задач дошкольников

Следует помнить, что при решении даже самых простых задач, обучающее значение её не в том, чтобы получить правильный ответ, а в том, чтобы уметь анализировать задачу, правильно выбрать нужное арифметическое действие. Следует учить дошкольников формулировать выбранные действия и правильно отвечать на вопрос «сколько?». На первых порах формулировка подкрепляется практическими действиями, т. е. ваш сын или дочь проговаривают действия сложения и вычитания: к трём кубикам прибавим один, получится четыре, от 5 мячей отнимем один, получим четыре.обучение решению арифметических задач дошкольников

Если ваш ребёнок знаком с цифрами и знаками «+, -, =», то можно давать задания — записать арифметические действия цифрами и знаками в тетради в клетку.

Самая сложная работа — решение устных задач и их составление. Прежде, чем требовать от ребёнка  решения таких задач , необходимо  точно знать, что он понимает структуру задачи.

Арифметическая задача состоит из двух частей: условие (на озере плавают 6 гусей, к ним подплыл ещё 1 гусь) и вопрос (Сколько стало гусей на озере?). Взрослые должны сами понимать, что без вопроса задачи не бывает. Чтобы ответить на вопрос «сколько?», необходимо понять условие задачи. Пример: мама задаёт Саше задачу: «На озере плавало 6 гусей, к ним подплыл ещё 1 гусь. Сколько стало гусей?» Чтобы ответить на поставленный вопрос, следует понять условие, поэтому мама просит Сашу повторить условие задачи. Мальчик послушно выполняет задание. Следующий вопрос мамы: «Как ты ответишь на вопрос «Сколько всего плавает гусей?». Саша успешно справляется с решением задачи и формулировками. Но когда мама попросила сына составить задачу самому, он не справился с заданием. У мальчика получился рассказ: «Во дворе гуляла курица, у нее было 8 цыплят». Мальчик в форме рассказа выдал готовое решение задачи. этапы обучения решению арифметических задач дошкольниками

Этапы обучения решению арифметических задач дошкольниками

Учим детей решать задачу:

  1. Добиваемся, чтобы дети поняли структуру задачи: условие и вопрос.
  2. Понимали отличие задачи от рассказа, загадки.
  3. Умели анализировать задачу, устанавливали отношения между данными задачи и искомым числом.
  4. Умели формулировать арифметическое действие.
  5. Умели правильно формулировать вопрос задачи.
  6. Специалисты рекомендуют начинать с решения задач на сложение. Когда дети хорошо будут справляться с решением арифметических действий на сложение, можно переходить на решение задач и формулировку действий  на вычитание.

 Обучение детей решению задач способствует формированию у них навыков вычислительной деятельности, развития речи, умственного развития в целом и улучшает готовность дошкольников к обучению в школе.

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ