Рисование в умственном развитии детей

Умственное развитие дошкольников зависит от возраста детей, их индивидуальных особенностей (черты характера, развитость восприятия, воображения, мышления, способностей и интереса к той или иной деятельности, устойчивости внимания). Сегодня хотелось бы поговорить о том, что роль  рисования в умственном развитии  детей дошкольного возраста имеет огромное значение.

Знакомство дошкольника с рисованием дома

Как-то Валерий, возвращаясь с работы, увидел своего сына Диму (6 лет) в подъезде. Мальчик стоял у стены и что-то шептал себе под нос: «… вот и вышел человечек». На стене гвоздём была нарисована фигура человека, скорее чертёж. Мужчина не знал, как  поступить – с одной стороны была необходимость сделать сыну замечание за испорченную стену, с другой – Валерий  очень обрадовался, что мальчик начал рисовать. Всё для рисования у него дома было, а он не проявлял к нему никакого интереса. 

рисование в умственном развитии детей

Валерий быстро нашёлся, сумел найти слова, сказал что-то типа, что ты как «пещерный человек», быстро затерли рисунок на стене и пошли домой. Вечером Дима спросил у отца: «Почему ты меня назвал пещерным человеком?» Они долго беседовали на эту тему, в конце беседы Валерий выдал мысль, что пещерные люди делали на скалах рисунки того, что видели, то есть  свои впечатления выражали в рисунках.  Дима решил, что тоже будет рисовать о том, что видел. Однажды он показал отцу большой лист ватмана, на котором  была изображена улица, а на ней  и поезд, и спортсмены-бегуны (так объяснил мальчик), и пасущиеся животные и много чего другого. Они долго разбирали  все детали рисунка, и мальчик понял, что так, как он отразил свои разрозненные впечатления, неправильно. Отец же сделал вывод, что ребёнку нужна помощь. В первый же (после разбора рисунка) выходной они пошли гулять. Отец спросил: «Какого цвета снег?» Мальчик, не задумываясь, ответил: «Белый», тогда они стали рассматривать снег около дороги, в тени, на солнце и сделали вывод, если внимательно рассматривать снег в разных местах, то можно увидеть, что он разного цвета – от искрящегося белого  до тёмно-серого. Дома отец показал мальчику лист бумаги и спросил: «Что это такое?», «Лист», — ответил малыш. Отец стал пояснять, что для того, кто рисует, это не просто лист, а этот лист что-то вроде окна, на который смотришь и видишь то, что хочешь изобразить. В конце беседы был сделан вывод: чтобы нарисовать какой-либо предмет или сюжет, необходимо его  мысленно увидеть и понять, как ты будешь рисовать детали.

Например, дождь можно нарисовать по-разному: скучный человек нарисует капельки дождя или черточки, изображающие струи дождя, а человек с воображением увидит, что дождь похож на клетку, провода, на ленточки, теряющиеся в лужицах и прочее.

Рисование как познание мира

Рисуя, ребёнок познаёт мир. Он знакомится с «устройством» предметов, животных, человека. Вспомните, как рисовал Дима на стене человечка: точка, точка, запятая… Что же  он в возрасте 6 лет не знает, как выглядит человек? Знает, несомненно, но в представлении мальчика он сходен с тем, что он нарисовал. Кстати, детские рисунки вообще больше похожи на схемы. Из этого просто нужно сделать вывод – как можно раньше начать знакомить своего малыша с изображением знакомых ему предметов, сделать схемы ребёнка более полными и приближенными к реальным очертаниям предметов.

рисование для умственного развития ребенка

Поэтому очень важно не давать детям готовые темы и задания для рисования, а научить наблюдать за окружающим, что и сделал Валерий. Такие наблюдения ценны в целом для развития ребёнка, а если они будут отражены в рисунке, они не забудутся ни через 5 минут, ни через 5 дней, а включатся в жизненный опыт малыша.

Знакомство детей  с рисованием в семье, это не только формирование навыков и умений рисования, но и развитие воображения, творческих способностей детей, чувства прекрасного. Для развития образного мышления, воображения, представлений детей полезно сюжетное рисование.  Например, после того, как Дима научился рисовать животных и человека, Валерий предлагал  ему, после прочитанных рассказов и сказок рисовать животных, так, как их представляет Дима.

роль рисование в умственном развитии детей дошкольного возраста

Самым первым был рисунок по рассказу  Чарушина  «Томка» — Диме было предложено выбрать любой сюжет рассказа и нарисовать его. Особое внимание отец просил обратить на передачу действий собаки в рисунке. Были рисунки по следующим темам: «корабли в море», «Любимое животное в русских народных сказках», «Дети катаются с горки на санках», «Наш мишка делает зарядку» и т.п.  Дима с отцом часто рассматривали характерные отличия предметов друг от друга, как рисуют животных, людей художники-иллюстраторы детских книг. Постепенно очертания животных стали приобретать сходство с живыми животными. 

Рисование в умственном развитии дошкольника

В процессе рисования развивается и речь детей, так как взрослые употребляют новые для них слова и выражения, сам ребёнок вынужден повторять ход своей работы, либо рассказать о последовательности своей деятельности.

рисование как познание мира

После занятий сюжетным рисованием (или перед этим занятием) по мотивам художественных произведений, как правило, дети вспоминают  описанные эпизоды, которые они хотят изобразить или изобразили и т.д. Развиваются такие качества личности, как инициатива, активность, уметь подчинять свои желания поставленной цели и прочее. Дети много узнают о материалах, которыми пользуются при рисовании: бумага, краски, кисти, карандаши, ластик и т.п. Рисование расширяет представления детей об окружающем, деятельности взрослых, жизни животных, растений, способствует формированию чувства цвета, формы, пространства. Оно развивает творческие способности детей, а так же создаёт бодрое жизнерадостное настроение.   При рисовании у детей повышается способность откликаться на красоту окружающего мира, на содержание сказок, стихов, музыкальных произведений.

Advertisement

Комментарии закрыты.