Роль фантазии в игре детей

Фантазия детей

Хорошо развитое творческое воображение, которым управляет тот, кто фантазирует. Фантазия — величайшая ценность, которая имеется у людей, у детей особенно.

фантазии детейФантазии у детей дошкольного возраста

Отличаются не только разнообразием сюжетов в рассказывании, игре, изготовлении поделок и прочее, но и в них часто проявляются специальные интересы и способности ребенка. Маша лепила из пластилина много фигурок сказочных персонажей, подмечая их отличительную особенность (Василиса Премудрая выглядела статной красавицей, Аленушка горевала на пенечке, у волка был четко виден страшный оскал и т.п.). Все фигурки она составляла на комоде и очень часто обыгрывала с ними сказки.

Вова любил составлять различные узоры из геометрической мозаики, с удовольствием вырезал сам различные узоры. Мама, заметив увлечение сына, помогала ему в составлении узоров. Так у них появились интересные панно, открытки. Панно были помещены в рамки и украшали одну из стен комнаты, а открытки просто дарили и изготавливали новые, проявляя поистине чудеса фантазии.

Примеров приводить можно много из литературы и жизни. Но сколько бы этих примеров не было ясно становится одно: при фантазии ребенок создает, какой угодно сюжет, в том числе и сказочный, любую ситуацию, и решает сам её, при этом он реализовывает свои способности.

Все взрослые, кто занимается воспитанием детей, должны знать, что фантазия есть не что иное, как детское воображение, выдумка.

Фантазия у детей особенно ярко проявляется в выборе игры, и в том, как сюжет этой игры развивается. Дети в своих играх, как нам кажется, копируют взрослых. На самом деле, они добавляют свою выдумку.

Фантазия и воображение детей

Что такое воображение? Я не ставлю цель давать точное определение этому понятию. Что же касается детей, то можно сказать, что это изменение действительности, которую дети отображают, которую понимают по-своему. Чаще всего эти изменения связаны с неумением детей последовательно и взаимосвязано представить передаваемое событие жизни, и они проявляют собственную выдумку и смекалку.

Выдумка — не что иное, как детское творческое воображение, фантазия. выдумкаДаже правильное отображение действительности, требует определенного творчества. Детям часто не хватает знаний, чтоб правдиво отобразить действительность. Для взрослых, в данном случае, вопрос в том, чтоб помочь им сочетать правдивость с фантазией.

Часто встречаются случаи, когда взрослые на «корню рубят» детскую фантазию и творчество. Пример: малыш нарисовал лошадку и раскрасил её в синий цвет. Отец рассудительно сказал: «Таких лошадок не бывает». А жаль. В следующий раз ребенок нарисует лошадку гнедой, а про «Приключения Буратино» скажет:»Все это неправда. Куклы не умеют разговаривать, а девочек с синими волосами вообще не бывает».

Не стоит думать, что рисуя синюю лошадку, ребенок утратит чувство действительности. Пусть рисуют своих синих лошадок. Пусть под их карандашом и кистью расцветают небывалые сады и клумбы, пусть в альбомах сияют необычные звезды и планеты, невиданные звери и птицы. Взрослые же, поощряя детскую фантазию, помогают им поверить, что каждое растение может много рассказать о себе.

Взрослые должны осознавать и помнить, что:

  1. Фантазия (творческое воображение) зависит напрямую от личного жизненного опыта.
  2. Фантазия может развиваться на основе чужого опыта, из увиденного, услышанного, прочитанного и т.п.
  3. Содержание фантазии напрямую зависит от чувств, которые испытывает ребенок в момент фантазирования и наоборот, предмет фантазии влияет на чувства детей.

развитие фантазии Развитие фантазии у детей дошкольного возраста

Происходит с соприкосновением с жизнью, будет идеально, если она будет являться «толчком» для развития игры, а в последствии труда.

Если вы заметили, что ваш ребенок начал рассказывать сказку и толкует её события по-своему, проще говоря, фантазирует, то не прерывайте ход его мыслей. Просто вам понадобятся знания способов развития фантазии, воображения и претворения этих способов в свои жизненные ситуации.

  • Должен быть сформирован мотив фантазии. Ребенка придется этому научить.
  • Следует убедить ребенка, что фантазировать не стыдно.
  • Воспитать интерес к событиям, развивающимся в ходе фантазии, а затем научить рассуждать. Дети должны усвоить, что фантазировать — это интересно.
  • Влюбите в себя детей. Тогда они вам будут безоглядно доверять и охотнее вас слушать и слушаться.
  • Обязательно должен быть пример взрослых.
  • Читайте хорошую художественную литературу.
  • Стимулируйте фантазию. Ставьте детей в трудные ситуации, которые они должны разрешить.
  • Давайте им темы, сюжеты и просите составлять рассказы. Хорошее развитие речи способствует развитию фантазии и наоборот.
  • Немаловажное значение в игре имеют игрушки.

Сейчас рынок переполнен игрушками. И это своего рода проблема, а кое-где и беда, так как очень много реалистических игрушек. Например: уменьшенные копии автомобилей, посуды и прочее. Многие дети несколько раз такими игрушками поиграют, а затем интерес к ним гаснет.

Некоторые дети вообще не хотят играть подобными игрушками и начинают собирать и нести домой всякие камушки, палочки, проволоку, бутылочки, пробки и прочее. Многие взрослые считают, что это хлам , выбрасывают безжалостно в мусор, не понимая своего ребенка. А для развития фантазии все это необходимо.

Развитие фантазии и воображения у детей

Особенно ярко проявляется в выборе игры, и в том, как сюжет фантазия и играэтой игры развивается. Дети в своих играх, как нам кажется, копируют взрослых. На самом деле, они добавляют свою выдумку.

Однажды у нас в саду дети играли в «Магазин». Подошла. Смотрю: у них листики — деньги, которыми они рассчитываются с продавцом за покупки, шишки — хлеб, мелкие камушки — конфеты, а покрупнее и плоские — пряники, сахар — песок (это логично) и прочее.

Помогите своим малышам, сделайте из принесенного ими «хлама» какую-либо поделку. Игрушки-самоделки всегда привлекали внимание детей. Характерной особенностью фантазии является умение детей приспосабливать для игр любой предмет.

Как развивать фантазию у ребенка?

Детская игра похожа на сказку. Например: в игре, как и в сказке, животные, птицы, насекомые разговаривают. Дети прекрасно знают, что в жизни так не бывает. Но как изобразить хитрую лису, злого волка, находчивого петуха? Вот здесь-то и необходимо творческое воображение, фантазия, любая выдумка будет совершенно оправдана. Пусть вас не смущает, что сын или дочь рисуют голубую лошадку или, что они неважные художники. Зато они с друзьями могут разыграть сказку, придумать свою игру в «магазин» и прочее. Кто знает, может, им самим захочется сочинить сказку? Просто помогите малышам.

Фантазия ребенка интенсивно работает тогда, когда он пытается добиться сходства с реальностью. Особенно это проявляется в строительных играх. Когда наблюдаешь, как дети оформляют свои постройки, как они остроумно находят выход в затруднительных случаях, диву даешься: можно увидеть гараж-терем, автомобиль, который может и плыть и лететь и т.д. Развитие творчества и изобретательности так же проявляются в играх на бытовую тематику типа:»Магазин», «Парикмахерская», «Больница»,»Дом» и т.п.

Развитию фантазии и воображения у детей вам помогут

  1. Игры с предметами-заменителями.
  2. Активное общение ребенка со взрослыми и сверстниками.

Очень много игр на развитие фантазии, воображения, изобретательности, логики, которые можно провести в кругу семьи, просто сидя за столом:

  • «Узнай сказку» — кто-нибудь из взрослых перечисляет героев и некоторые предметы из сказки, а остальные отгадывают название сказки. Например: Ледяная избушка, петух, коса, лиса («Зайкина избушка»).
  • «Назови предмет» — взрослый называет действие, а ребенок должен угадать предмет: Предмет мебели, на котором можно сидеть и отдыхать, а иногда и спать. (Диван). Посуда, в которой варят борщ? (кастрюля) и т.п.
  • «Ромашка». Сделать лепестки ромашки, на которых написать задания (рассказать веселую историю, перечислить, что видел в лесу, прочитать любимое стихотворение, изобразить лису из сказки «Кот, петух и лиса» и прочее), игроки вытягивают задания и выполняют его. Взрослые так же могут принимать участие в игре в качестве игроков.фантазия
  • За столом вечером можно провести увлекательное рисование типа: Нарисуй сарафан кукле для танца. Затем каждый участник показывает свой рисунок и называет, какой танец будет исполнять его кукла. (Точно так же можно расписать матрешки, посуду, вырезанные из бумаги.)
  • «Бумажные фантазии». Вырезание различных салфеток, снежинок и прочее. Подобные игры развивают не только фантазию и воображение, но и моторику, способствуют улучшению координации руки глаза, помогают получить представление об изготовлении поделок из бумаги.
  • «Домик». Предложите ребенку красивую картонную коробку и попросите сделать домик для куклы, мишки, зайки.
  • Со старшими дошкольниками интересно проводить игры-фантазии, способствующие развитию монологической речи. Играющим дается задание:
  • сочини сказку, которая начинается «Жили-были…» и заканчивается «…ну, надо же!»
  • назвать ряд слов, а дети используют эти слова при сочинении истории или сказки.
  • дать начало рассказа, а пусть ребенок его закончит. (можно дать окончание рассказа или его середину) и т.д..

В играх на развитие фантазии, кроме активности воображения, есть ещё один важный момент: дети начинают понимать, что им необходимо объяснить свой замысел другим людям так, чтобы всем было понятно, а так же, что замыслы других людей отличаются от их собственных. А это означает, что они учатся понимать друг друга и взрослых. Кроме того, получает развитие творческое воображение, мышление, внимание, память у детей. Воспитывается положительное отношение к игре, как к деятельности, уважительные взаимоотношения между играющими.

Таким образом, фантазия, взаимодействуя с игрой, способствует всестороннему развитию детей.

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ