Роль художественной литературы в развитии речи детей

Маленькие дети — слушатели, а не читатели. Художественное произведение до них доносит взрослый, перед которым стоит задача — каждое художественное произведение донести до сознания малыша как произведение искусства, раскрыть замысел автора, заразить детей эмоциями, сопереживая героям сказок, стихотворений.

Роль художественной литературы в развитии речи детей

Тане задали дома выучить стихотворение Е.Благининой «Вот какая мама». Мама при чтении стихотворения просила девочку повторять за ней некоторые строчки (Одевала дочку, одевала-надевала белую сорочку. Светлые чулочки на ногах у дочки!) А вот строки: «Мама песенку допела, мама девочку одела: платье красное в горошках, туфли новые на ножках»,-они повторили совместно несколько раз. В этих строках хорошие для усвоения рифмы. знакомим детей с художественной литературой Дети быстро запоминают и дальше подобные рифмы, им становится легче учить стихотворение, и они настраиваются на дальнейшее заучивание. Кроме того, девочка и мама вместе уточнили смысл выражений «светлые чулочки» (чистые, белые) и слов «резинка, пристегнула». Далее были рассмотрены картинки, как наряжают детей к празднику мамы, бабушки, вспомнили, во что была одета Таня на Новый год. Благодаря маме стихотворение было заучено за два вечера. А строчки «Вот какая мама, золотая прямо»- Таня очень энергично и ярко прочитала на празднике для мам в группе.

Детям младшего дошкольного возраста много рассказывают, русских народных сказок. Именно от рассказчика зависит, будет ребёнок сочувствовать, сопереживать персонажам сказок, поймут или нет ребята переживания и поступки этих персонажей. Например, вы рассказали малышу сказку «Маша и медведь», спросите его:»Что говорил Медведь, когда хотел съесть пирожок?».Ребёнок, естественно, сразу не ответит, а вы попросите его повторить за вами грубым голосом:»Сяду на пенек, съем пирожок?» Точно таким же способом повторяем ответ Машеньки. И в конце сказки становится понятно, что Маша просто перехитрила Медведя и таким образом вернулась к бабушке и дедушке. Повторяя строчки, дети лучше понимают содержание сказки и учатся передавать интонацию голоса героев. Народные сказки, дают прекрасные образцы речи, знакомят детей с красочностью родного языка.

Развитие речи при ознакомлении с художественной литературой

Для детей в возрасте 4лет решаются с помощью следующих задач:

  1. Побуждать у ребенка желание слушать рассказывание сказок, стихов, потешек.
  2. Готовить детей к рассказыванию: учить отвечать на вопросы взрослого по содержанию рассказанного, прочитанного, вызывать желание и умение повторять за рассказчиком 3-4 предложения.
  3. Вырабатывать умения правильно согласовывать слова в предложении, использовать существительные в единственном и множественном числе.
  4. Употреблять в речи предлоги, слова-определения, эпитеты, простейшие формы сложных предложений.
  5. Побуждать участвовать в драматизации.слушаем и расказываем сказку вместе

Различные литературные жанры требуют разного характера передачи содержимого. Так, русские народные сказки предпочтительнее рассказывать. Когда рассказчик смотрит на малыша, а не в книгу, усиливается внимание ребенка, восприятие и понимание содержания. После рассказывания сказки, обязательно поясните сыну или дочке новые, непонятные для них слова. Например, в сказке «Зайкина избушка» непонятными будут слова «коса» и «лубяная». И пусть эти слова не так часто употребляются в речи, но знать их значение ребенку надо. Охарактеризуйте Петушка: красивый, сильный, смелый, Лиса: хитрая, нечестная, трусливая. Объясните почему. Заменять слово «лубяная» на «деревянная» не следует, так как теряется народная напевность и особенности языка. Следующий этап работы: попросите ребенка вспомнить интересные моменты сказки и повторить их словами. Например, в той же сказке, спросите: «Как петушок выгонял лису из избушки?», повторите песенку Петуха и пусть ребенок проговаривает слова вместе с вами, затем повторяется песенка Лисы.

Ознакомление дошкольников с художественной литературой

Приемы знакомства с художественной литературой:

  • Рассказывание русских народных сказок, потешек, считалок.
  • Вопросы по содержанию текста.
  • Рассматривание картин, иллюстраций.
  • Прослушивание произведений в записи (развитие слухового внимания и восприятия).
  • Просмотр мультфильмов, художественных фильмов (слуховое и зрительное восприятие).
  • Чтение рассказов.
  • Заучивание потешек, коротких стихотворений, считалок.

Использование пальчиковых игр, настольного театра и т.п.

Уточняю: все народные сказки, потешки, считалки рассказываются. Авторские сказки, рассказы взрослые читают по книге. Стихи, которые вы хотите выучить с детьми, тоже желательно знать наизусть (ну, хотя бы просто подсматривать)

В процессе знакомства с художественной литературой и фольклором у детей происходит интенсивное развитие:

  1. Логического мышления, а значит, развивается и речь детей.
  2. Слухового, зрительного восприятия, воображения и памяти.
  3. Можно с уверенностью сказать, что у детей воспитываются моральные и нравственные качества личности (учатся добру, пониманию правильности (неправильности) поступков, волевых качеств и прочее).

Научившись понимать героев произведений, их поступки, чувствовать и определять их характер, дети внимательней начинают относиться к своим родственникам, ровесникам, соседям, прохожим на улице и т.д.

Дидактические игры и игровые упражнения для закрепления содержания сказок, рассказов, знаний о предметах, а так же для активизации словарного запаса у детей 3-4 лет:

  • «Из какой сказки?» — на столе выкладываются картинки из разных сказок, а малыш должен их собрать и разложить на тарелочки, точно определяя название сказки.(«Колобок»,»Репка»,»Курочка Ряба», «Зайкина избушка» и т.п.).
  • «Клубок сказок» — взрослый излагает:»Жили-были дед и баба, и была у них Курочка ряба…, Несет меня Лиса за темные леса; Козлятушки — ребятушки, ваша мать пришла… и т.п.), а ребенок должен называть сказку или сказать о ком, о чем эта сказка. В данном случае малыш как бы поправляет взрослого.знакомим ребенка с книгой
  • «В гости к кукле Кате» — от имени куклы показываем картинки из 2-3 сказок, а ребенок говорит, что это за сказка или повторяет содержание сказки, поет песенку героя её.
  • «Узнай по описанию» — взрослый описывает персонажа сказки, ребенок называет его, в описании можно использовать стихи, загадки, пословицы и т.п.
  • «Кто, что делает?»- показываются картинки животных, зверей в действии и малыш должен назвать эти действия предложением или несколькими предложениями.(Коза кормит козляток, кошка лакает молоко, Лиса выгнала Зайку и т.п.).
  • «Что у них одинаковое, а что разное?»- например Заяц и Лиса- одинаковое: живут в лесу, оба пушистые, шерстка мягкая. Различие: заяц любит морковь, капусту, а лиса-курятину, мышей; у зайца шерстка белая, серая, а у лисы рыжая, разные уши, хвост и прочее.
  • Пальчиковые игры -пальчиками руки имитируем движения героев сказок: зайка скачет, медведь идет вразвалочку по лесу; Коза несет много молока, ей тяжело и т.д.

Во время ответов детей на вопросы взрослого, игр и прочее необходимо следить за четкостью произношения звуков в словах, самих слов, фраз. Обязательно следите, чтобы навыки правильной речи перешли в разговорную речь детей. Дети к 4 годам должны быть подготовлены к восприятию текстов не только эмоционально, но и уметь улавливать признаки, характеризующие персонажей произведений. Не только следить за развитием события в произведении, но и передать словами содержание текста, свое отношение к героям сказок, рассказов, подбирать нужные слова, отличающие одного героя от других. Всё это является основой для последующего развития речи детей.

Advertisement
2 комментария к “Роль художественной литературы в развитии речи детей”
  • Татьяна

    Мар 18. 2016

    Очень хорошая статья! Дети — потрясающие слушатели. Всегда читаю сыну в лицах, с эмоциями и замечаю, что так он лучше понимает и запоминает сказку, задает вопросы и сам охотно отвечает после прочтения.
    Дидактические игры ваши тоже интересные. Знаю и воплощаю в жизнь только малую часть из предложенного. Так что будем дальше знакомиться с художественной литературой. Спасибо 🙂

    Ответить
    • Нина

      Мар 18. 2016

      А.М. Горький сказал: «…Какой великий праздник «хорошая, правильная» книга.» Давайте дружить с ней. Спасибо за Вашу оценку.

      Ответить
  • Написать ответ