Роль игрушки в эстетическом воспитании детей

Игрушка, как и игра, отражает свою эпоху. Например, народные игрушки черпают свои сюжеты из жизни. При всём своем сходстве они отличаются друг от друга, так как были созданы  и создаются в разных экономических, социальных, общественных  условиях.

Основы эстетического воспитания дошкольников

Волнуя и радуя глаз детей, игрушка заставляет малышей вглядываться в окружающий мир, побуждает творить добро и осуждать зло. Естественно, она должна быть красивой и эстетически грамотно оформленной. В данном случае в понятие  «эстетическое воспитание  дошкольников» входят такие понятия, как: «приучать детей эмоционально воспринимать игрушку, радоваться её появлению; испытывать удовольствие при изготовлении игрушек из глины, теста, украшении сарафанов, посуды и прочее; стремиться к созданию прекрасного и т.п.; испытывать удовольствие от творческой работы по изготовлению игрушек, работы над их украшением и т.д.». художественно-эстетическое воспитание детей в семьеНапример, вы просите своего 2-3-летнего малыша построить гараж для машины и говорите, что красные кубики следует чередовать с синими, ставить их ровно, а украшение гаража пусть ребёнок придумает и сделает самостоятельно.

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста не может существовать изолированно и взаимодействует со всеми сторонами жизни малышей и семьи. Особенно оно ярко проявляется в любых видах изобразительной деятельности, труде, при соприкосновении с художественной литературой и музыкой.

Эстетическое воспитание детей цели и задачи

В современных условиях воспитания детей выдвигаются  следующие задачи эстетического воспитания:

  • Систематически развивать восприятие прекрасного, эстетические чувства и представления детей, используя при этом художественную литературу, музыку, природу.
  • Приобщать детей посильно вносить элементы прекрасного в быт семьи.
  • Развивать художественно-творческие способности детей, используя занятия рисованием, лепкой, аппликацией и т.п.

Так же целью эстетического воспитания ребёнка является:

  1. Умение следить за своим внешним видом, не допускать беспорядка в одежде, обуви, прическе и т.п..
  2. Соблюдать простейшие правила поведения в коллективах семьи и сверстников.
  3. Воспитывать желание активно участвовать в праздниках.
  4. Испытывать интерес к окружающей жизни, замечать красоту на улицах и детских площадках, в парках и прочее.
  5. Уметь выразить свое эмоциональное отношение к игре и игрушкам.

Игрушка и эстетическое воспитание детей

Эстетическое  воспитание  ребёнка дошкольного возраста эффективнее всего формировать через игрушку.

Рассмотрим самую распространённую игрушку – куклу. Есть куклы, изображающие людей в разных национальных костюмах, с их помощью взрослые знакомят дошкольников с особенностями костюмов братских с нами народов и народов, населяющих нашу планету, с особенностями быта, обычаями и обрядами. эстетическое воспитание и резвитие детейТак же  у малышей воспитываются чувства уважения и симпатии к людям разных национальностей, что немаловажно было во все времена и в настоящее время особенно. Куклы в костюмах военных, рабочих  развивают у ребят интерес к профессиям, уважение к людям труда, чувства патриотизма и т.п.   Наконец, есть просто куклы – девочки и мальчики, с которыми дети воспроизводят движения, подражая взрослым, самостоятельно придумывают сюжеты игр с ними: одевание, раздевание, укладывание спать, умывание, приглашение её в гости и прочее. Но чаще всего можно наблюдать такую  ситуацию в семьях: подарили Марине (девочке 4 года) на день рождения красивую куклу, мама поставила куклу на полку шкафа. Когда гости разошлись, все домашние стали заниматься своими делами, Марина достала куклу с полки, рассмотрела её платье, бельё под платьем, туфельки и поставила обратно. Прошёл день, другой, девочка о кукле не вспомнила. Почему такое возможно? Здесь возможны разные варианты:

  • Кукла слишком нарядная, и девочка просто боится испачкать её одежду.
  • Нет сопутствующих атрибутов для игры с данной куклой (коляска, кроватка, одежда, в которую её можно переодеть, посуда и прочее).
  • Нет интереса к игре с куклой или девочка просто не знает, как с ней играть.

Могут быть, безусловно, и другие варианты, но в любом случае взрослые должны показать процесс обыгрывания игрушки. Знакомя с новой куклой, рассказываем ребёнку от имени куклы, откуда  она приехала, как её звать, в каком городе сделана и т.д., таким образом, развивается у  ребёнка воображение, представления о действии с игрушкой и прочее.  Если вам предстоит познакомить своего малыша, например, с дымковской куклой, обязательно рассмотрите рисунок, нанесенный на её платье, используйте чтение стихов, потешек, пение песенок, элементы игры. Таким способом вы вызовете интерес ребёнка  к игрушке, сообщите ему новые сведения о ней, а так же решите задачи художественно-эстетического воспитания и развития ребёнка.   воспитание дошкольников Позднее можно и нужно давать рисовать элементы кукольного костюма (роспись народной игрушки). Все народные игрушки – куклы, глиняные изображения зверей, птиц, деревянные игрушки имеют яркую окраску, рисунки на них выразительны и понятны детям, всё это развивает эстетический вкус у детей.

Изображения зверей, животных, птиц и т.п. способствуют развитию сюжетной игры, в которой развивается речь и общительность малышей.

Эстетическому развитию и воспитанию детей дошкольного возраста  способствуют музыкальные и озвученные игрушки (погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки и т.п.), а так же игрушки, изображающие музыкальные инструменты (гармони, пианино, бубны, балалайки). Все они, как правило, привлекают внимание детей своей красочностью, яркостью и красивой росписью. При пользовании такими игрушками взрослым  следует следить, чтобы звуки, издаваемые ими, были чистыми и не допускать резких, слишком громких для слуха звуков.

Целям  эстетического воспитания, развития речи, мышления, воображения, воспроизведения способствуют, так называемые, театральные игрушки, наиболее распространёнными из них являются Петрушка, Буратино.      Показ театральных игрушек сопровождается определённым текстом, поэтому и способствует развитию речи, умения слушать, вовремя отвечать на вопросы, подавать реплику.

Художественно-эстетическое воспитание детей в семье

Не утратили своего значение в настоящее время игрушки-самоделки, изготовляемые как взрослыми, так и самими детьми. При изготовлении игрушек-самоделок дети мыслят, преодолевают затруднения, радуются успеху, как своему, так и товарищей. формирование эстетического воспитания дошкольников Изготовление игрушек-самоделок – труд для ребёнка посильный и радостный. Изготовляя игрушку своими руками,  малыши понимают, что они участвуют в созидании.  Материала для игрушек-самоделок много, но сейчас я хотела бы сказать о глине и тесте, из которых можно лепить прекрасных дымковских кукол, сказочных персонажей, которых после просушки изделия раскрашивать яркими узорами, используя декоративные росписи. Читайте статьи «Лепка для детей дошкольного возраста», «Лепка в жизни детей»

В детском саду «Солнышко» под руководством воспитателя Астраханцевой В.С., начиная с  трёхлетнего возраста, детей знакомили с народной игрушкой и росписями, которые отличались простотой исполнения, но в то же время очень красочны и занимательны. Привлекали к украшению сарафанов дымковской игрушки, посуды из папье-маше, расписывали элементами хохломской росписи. Так же дети украшали, изготовленные воспитателем занимательные игрушки из глины: пряники,  тортики, изображения птиц, животных, зверей и т.п.

С детьми старшего возраста уже подводили детей к пониманию средств выражения образов, обучали приёмам лепки кукол, росписи сарафанов, посуды, животных, зверей и птиц. С родителями детей проводили мастер-классы по изготовлению указанных предметов из глины и теста, приёмам декоративной росписи этих предметов. Кроме того, совместно с родителями проводили народные праздники типа «Масленица», «Пасха», «Рождество», фольклорные карусели, заранее готовили к этим праздникам необходимые атрибуты, как дома, так и в детском саду. В результате дети познакомились с фольклором, характерным для нашей местности, национальной росписью.

Роль эстетического воспитания дошкольников

Благодаря проведённым занятиям, праздникам, досугам у детей старшего дошкольного возраста, посещающим детский сад «Солнышко», повысилась умственная активность  дошкольников, обогатилась речь, сформировалась память, внимание,  воображение, эмоциональная отзывчивость на происходящие события. Дети стали более радостными, доброжелательными, и в детских группах практически исчезли конфликты между ними.

Так почему бы родителям в домашних условиях не использовать указанные приёмы работы в воспитании своих детей, привитию им навыков трудолюбия, усидчивости, ответственности за выполнение порученного дела?  Использовать для такой работы можно рассматривание картинок, на которых изображены образцы  декоративной росписи, ярко украшенную посуду, национальные  народные наряды. Обязательно чтение рассказов, рассказывание и обыгрывание русских народных сказок и прочее. Пусть ваши дети отражают в своей деятельности знания о жизненных событиях, выражают своё отношение к героям прочитанных рассказов и услышанных сказок, тогда они будут настоящими творцами игры и игрушек, их создателями. Всё это им пригодится во взрослой жизни.

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ