Роль конструирования в развитии дошкольника

Как только дети начинают понимать речь взрослого, у них устанавливается связь между действием и словом, развивается интерес к деятельности взрослых, к окружающим предметам, появляется потребность в общении. Малыши стремятся потрогать новые для них предметы, взять их в руки, постучать, двигать, переместить и т.п. С развитием детских движений, связанных с изучением предмета, ускоряется понимание речи взрослого. Это облегчает ребёнку усвоить названия предметов и действий с ними.

Значение конструирования в развитии детей

У взрослых же появляется возможность научить детей доступным действиям с необходимыми предметами, вырабатывая связь между словом и действием. 

роль конструирования в развитии ребенка

Например, на прогулке Таня с Валей (2 г., 6 м.) видели, как летали скворцы и садились на столбы, провода. Мама обратила внимание девочек, что птички отдыхают, а летают они иногда высоко, а то низко: « Это они, наверное, играют», — пояснила женщина. Затем они увидели скворечники на деревьях, которые сделали школьники, и мама пояснила, что это дом для птичек. Придя домой, она предложила дочкам построить домик для скворцов, башенку для отдыха, место, где они будут клевать зёрнышки. Когда девочки закончили постройку, мама рядом построила свой вариант домика, башенки. Они долго сравнивали сделанные постройки, и было совсем неважно, у кого сделано лучше. Главное – дети поняли, что теми способами работы, которые они знают, постройки можно оформить по-разному. Не буду описывать, как они обыграли свои постройки, а хочу заострить внимание на то, что без помощи и участия взрослых фантазия и творчество будут развиваться медленно.  А игры не будут такими интересными, как хотелось бы.

конструирование в умственном развитии детей

Конструирование в умственном развитии детей

Конструирование в умственном развитии детей дошкольного возраста является источником пополнения их знаний и отвечает их потребностям  (дети делают постройки, играют с ними, изготавливают игрушки из бумаги, природного материала и используют их в своих играх или в качестве подарков и т.д.). Конструирование даёт возможность для их умственного развития: с помощью предметов, которыми дети пользуются при конструировании, дошкольники  получают знания о качестве данных предметов, их форме, цвету, обобщающие понятия, усваиваются геометрические понятия и пространственные ориентировки, многое другое.Конструирование в жизни детей дошкольного возраста является  прекрасным воспитателем нравственных качеств и чувства прекрасного: пример, в детском саду дети старшей группы под руководством воспитателя  К.Г. рассматривали фотографию местного театра, узнали от педагога, какие бывают театры, впервые услышали слова, обозначающие профессии актеров (оперная певица, балетмейстер и пр.). Вечером все вместе строили театр, старались постройку сделать похожей на фотографию. Затем ходили на экскурсию, осмотрели театр со всех сторон.

конструирование в жизни детей

В детском саду сверили свою постройку и оригиналом. Естественно, кое-что добавили. Построенное из конструктора здание стояло несколько дней, за эти дни дети готовили драматизацию сказок «Репка» и «Колобок». Сказки были показаны малышам. В зимние каникулы детей водили в театр на просмотр спектакля «Бременские музыканты». Вот так расширились знания детей о театре, благодаря занятию по конструированию. Кроме того, воспитатель часто включала спокойные ненавязчивые мелодии, которые являлись хорошим фоном для деятельности и способствовали снижению утомляемости. Опыт этот легко можно перенести и в условия семьи. Создание поделок из природного материала, сбор природного материала на экскурсиях и прогулках помогают дошкольникам осознать понятие — бережное отношение к природе, умение видеть красоту цвета в природе и оценить её.

Конструирование в жизни детей

Кроме того, в процессе обучения детей конструированию развивается самостоятельность, активность, творчество, художественный вкус, а так же аккуратность, настойчивость в достижении цели и т.п. Дети учатся планировать работу, контролировать свои действия, самостоятельно исправлять ошибки. Если в конструировании участвуют взрослые или другие дети, то дошкольники учатся умению договариваться о ходе работы и способах выполнения действий для достижения общей цели.

значение конструирования в развитии дошкольника

Как занятия конструированием, так и игра с использованием конструирования способствуют воспитанию  организованности, умению выслушивать других детей и взрослых, ответственность за выполнение заданий, согласованность в действиях.

Конструирование в жизни детей дошкольного возраста способствует развитию и совершенствованию их  речи, так как в процессе деятельности дети учатся рассматривать объект работы, выделяя в нем его качества и правильно обозначая такие понятия, как  «широкий – узкий; высокий – низкий; толсты – тонкий; справа – слева; вверху – внизу»  и прочее.  Например, с трёхлетним Вовой мама построили домик. Мама задаёт мальчику вопросы типа: «Какого цвета крыша? Стены?». Далее сама уточняет, что крыша сверху, а стены ниже (просто даёт понятие мальчику, не заставляя его называть слова), позднее, когда они вновь строили дом для куклы, мама просила: «Сделай сверху красивую крышу» и т.п. Мальчику уже понятия были знакомы, и он с лёгкостью выполнял задания. А вот Марину папа после строительства дома для куклы давал девочке куклу и просил, чтобы дочь рассказала ей, как они строили дом. Затем к домам пристраивались скамейка для отдыха, «садили» деревья, делали клумбы и прочее. И обо всём девочка должна была рассказывать. С разнообразием тематики работ  расширяются знания детей, и увеличивается активный и пассивный запас слов.

Любые виды конструирования способствуют формированию у старших дошкольников умению учиться, раскрывают им смысл учебной деятельности, получения результата и приобретения новых знаний и умений. У детей формируется интерес к приобретению новых  знаний, и  повышается способность выполнять умственную работы, необходимую для осознанного  усвоения знаний, ребята учатся управлять своими эмоциями и желаниями. 

Конструирование в жизни ребёнка способствует  физическому совершенствованию – постоянные упражнения в разнообразных движениях, которые детям приходится выполнять при конструировании, воспитывают в детях ловкость, быстроту и точность в движениях, координируют работу рук и глаз, улучшают  согласованность в  движении  отдельных групп мышц.

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ