Роль природы в развитии ребёнка

Освоение  и усвоение детьми знаний является одним из основных направлений умственного воспитания дошкольников. Сообщая своим детям любые знания, вы способствуете развитию детского мышления — умения рассуждать, анализировать, сравнивать и обобщать увиденное, услышанное. Получая определённый объём знаний, у детей формируется своё личное отношение к окружающему, а так же формируются необходимые качества  умственного развития: внимательность, наблюдательность, умение слушать, делать определённые выводы, оценивать свои результаты, сравнивать эти результаты с результатами других детей и оценивать деятельность и прочее. Ребёнок в дошкольные годы должен получить огромное количество знаний, причём разносторонних.

Слушая песни, музыкальные пьесы, рассматривая картины и картинки, смотря кино и мультфильмы, дошкольники уже должны понимать, что это искусство. Читая с детьми сказки, рассказы, заучивая стихотворения, взрослые должны дать им понятие – литература и родной язык.

Познавательное развитие ребенка и природа

Конечно же, необходимо, чтобы наши дети знали изменения, происходящие в природе (сезонность, погодные изменения). Например, ежедневное хождение по улице в детский сад можно использовать для наблюдения за ежедневными изменениями в погоде. Вышли на улицу, мама говорит Витале: «Какой сегодня ветер?!» и тут же спрашивает мальчика: «А как было вчера?» Ребёнок поневоле будет отвечать, так как мама спрашивает, а значит, он начнёт вспоминать, что было вчера на улице, и в следующий раз мальчик  постарается  запоминать состояние погоды, замечать изменения и т.п. На первых порах пусть это будет ради мамы, в дальнейшем  перерастёт в привычку. Далее следует начать определять, допустим, силу ветра с уточнением – почему ты думаешь, что есть ветер (при условии, если  ветер слабый). Примет, по которым можно узнать силу ветра может быть множество: бегущие по небу облака, качание веток кустов и деревьев, можно подбросить лёгкий предмет, который ветер тот час унесёт  и т.п. Сразу же словами определяйте силу ветра: сильный, слабый, очень сильный, безветренная погода. Если на улице дождь, то же уточните, какой он: капли крупные, мелкие, проливной, в лужах пузыри, значит, дождь будет идти долго.

природа в развитие детей

Кроме того, дождь может быть теплым, холодным,  моросящим (грибным). Зимой наблюдайте за снегом: мелкий, хлопьями, с ветром, без ветра. Обращайте внимание на позёмку, сугробы, в солнечную погоду на разный цвет снега в зависимости от падения на него солнечных лучей. Рассматривайте снег в разные месяцы года. Например, снег в январе чистый, белый и зачастую мягкий, пушистый, а в феврале – осевший, потемневший, на солнце подтаивает и прочее. Кроме наблюдений за изменениями погоды, следите за изменениями на небе, за облаками, цвет неба, солнечный закат, утренний восход и прочее. В настоящее время можно следить за тем, как оправдывается прогноз погоды, который передали по телевизору или вы  прочитали в интернете.  Природа в умственном развитии детей дошкольного возраста даёт возможность обогатить знания детей об окружающих явлениях, поможет в развитии внимательности, наблюдательности, умению делать выводы из увиденного, а так же обогатит словарный запас у дошкольников. 

Природа в умственном развитии дошкольников

Наблюдая погоду зимой, стоит рассказать детям, что есть места, где зима почти круглый год. Расскажите им о Севере то, что вы знаете. Прочитайте им книги С. Писахова «Сказки о Крайнем Севере», О. Бондур «У нас на Крайнем Севере». Сборник сказок северных народов «Сказки Северного Сияния», рассказы детям про Северного оленя, Т.Домарёнок «Северный олень» (сказка для детей). Расскажите о животных Севера (морж, олень, пингвин, белый медведь).

значение природы в развитии дошкольников

Познакомьте ребят с играми народов Севера и организуйте их:

  • «Ястреб и утки» — утки перелетают с озера на озеро, ястреб на них охотится. Утки должны прятаться по сигналу водящего, которого исполняет, как правило. Взрослый.
  • Стрельба в цель с кружением. Картонный диск диаметром 20-25 сантиметров (можно разрисовать ярким орнаментом народов Севера) размещается вертикально на уровне глаз ребёнка, у которого в руке мяч. Немного покружить малыша и пусть бросает мяч в цель.
  • «Соколиный бой» — здесь нужны, как минимум, два игрока. Очертите круг, играющие встают в круг на правую ногу, левая — согнута в колене, руки перед грудью. Дети, подпрыгивая на одной ноге, должны толкнуть друг друга в плечо. Кто вышел за линию круга, тот проиграл.
  • «Летящий диск» — делается любой лёгкий диск, подбрасывается вверх, ребёнок должен попасть в него мячом.
  • «Сокол и лиса»- Сокол учит свих соколят летать, вдруг выбегает лиса и начинает птенцов ловить. Лиса выбегает по сигналу водящего, а соколята должны присесть как можно ниже, чтоб лиса их не увидела. Кто не успел по сигналу присесть, тот выходит из игры.

природа в развитие детей дошкольного возраста

  • «Солнце». Если несколько детей, то пусть встанут по кругу, а взрослый – в центре, проговаривает слова типа: «Солнце спит, встаёт, потягивается и прочее» (текст — произвольный, можно выполнять упражнения утренней гимнастики, движения из игр и т.д.). Дети должны вслед за взрослым повторять движения. Игра со временем усложняется – дети должны повторять движения, слушая слова-задания взрослого.

Весной наблюдайте за всходами травы на газонах и любых земельных участков. Позднее проводите наблюдения за цветением трав и прочее.

Природа в развитии детей

Все наблюдения, которые вы будете проводить со своими детьми, способствуют формированию навыков труда. Только следует проявить смекалку, изобретательность, а так же суметь заинтересовать малышей своими идеями.

Хорошо, если вы будете привлекать старших детей к работе на приусадебном или дачном участке. Я помню, в детстве мы приносили немного полевых цветов и засушивали их, другими словами, делали гербарии, так же делали гербарии из садовых цветов или просто засушивали их и собирали букеты, которые ставили в вазы. Такие букеты порой стояли дома всю зиму, напоминая о лете.позновательное развитие ребенка и природа

Прогулки по парку можно совместить с беседами о труде людей. В парке работают специальные люди, которые следят за чистотой парка, за посадками растений, размещением скамеек для отдыха, игровых площадок и т.п. Таким образом, у детей составляется представление о необходимости  труда взрослых. Тема эта продолжается и в других видах деятельности детей и взрослых. Например, после поездки в лес за грибами, познакомьте ребят с трудом лесничего и других работников лесного хозяйства.

Будет уместно проводить беседы с детьми на некоторые темы в конкретные месяцы года: например, беседы об Армии — в феврале, о Великой Отечественной войне в июне и мае месяцах, Масленница, Пасха в тот месяц, когда они будут в текущем году. Проводя различные беседы с детьми полезно вспоминать и о народном творчестве (пословицах, поговорках, загадках, обычаев и обрядов, которые существуют в России и на территории данной местности, где вы проживаете  и прочее), расскажите детям о народных приметах, связанных с тем или иным днём месяца и т.п. Повседневным наблюдениям для изменений погоды лучше придать практическую значимость: привлекайте старших дошкольников к подметанию дорожек после снега, к поливу грядок летом. Причём, замечая, как много и часто поливают огород в жару и пасмурную погоду, используя сравнение, определять силу ветра при помощи флюгера или повешенного флажка и т.д. Используя  такие наблюдения, можно привлекать детей к выбору работ на участке, например, после дождя подрыхлить почву, в жаркую погоду чаще поливать, а так же полоть грядки, т.к. сорняки  в жару быстрее погибнут и прочее.

познвательное развитиие детей и природа

Значение природы в развитии ребенка

Все эти приёмы наблюдений и практическая работа вместе с детьми обогащают знания детей, развивают наблюдательность, внимание, а так же речь. Кроме того, дети начинают понимать связь между погодными явлениями и жизнью растений. Чтение детям рассказов М. Пришвина, В. Бианки, И. Соколова-Микитова дополнят и обогатят знания дошкольников о природе и её явлениях.

Однако, вся воспитательная ценность в работе по развитию ребёнка в природе нельзя сводить только к развитию умственных способностей и расширению кругозора детей. Содержание всех наблюдений, труда в природе, бесед о ней в целом оказывает большое влияние  на становление личности ребёнка, его эстетическое развитие, формирование его поступков, отношения к окружающему, качеств, необходимых в учебной деятельности (внимания, умения слушать и выполнять задания).  Всё вместе взятое способствует умственному развитию дошкольников. В то же время, параллельно проводимая работа по охране природы, поддерживает интерес детей к природе и пониманию явлений, происходящих в ней.

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ