Роль рисования в эстетическом воспитании детей

В статье «Сюжетное рисование (Из опыта работы детского сада «Тополёк») я коснулась о целях и задачах сюжетного рисования, а так же влияние его на развитие детского творчества. О роли сюжетного рисования в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста.

эстетическое воспитание дошкольников посредством рисования

Роль рисования в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста задачи

Эстетическое воспитание дошкольников посредством рисования способствует развитию  их  эстетического вкуса, формирует представления о мире искусства, способствует воспитанию навыков художественной деятельности и эстетических чувств. Рисование как средство эстетического воспитания детей является  приобретением опыта не только рисования, но и наблюдений (умение передавать характерные признаки явлений природы, слушать и понимать содержание художественных произведений и пр.), способствует развитию  глазомера, твёрдости руки, умению определять пропорции и форму предметов,  их пространственное расположение.

К сожалению, у меня нет примеров занятий рисованием с целью эстетического воспитания и развития  детей дошкольного возраста дома, рекомендую прочитать статьи «Развитие интереса к художественному творчеству», «Дети рисуют мир».

эстетическое воспитание детей дошкольного возраста посредством рисования

Я же приведу примеры тематики детских рисунков из опыта работы воспитателей  дошкольных учреждений, которые можно применять в домашних условиях. Сначала напомню, что занятия рисованием бывают предметное, сюжетное и декоративное. Естественно тематика занятий для детей подбирается соответственно возрасту. Так, например, возьмём предметное рисование: детей младшего дошкольного возраста (3-4г.), которых  учат рисовать штрихи, мазки. Тематика соответствует данным задачам (падают листья, травка взошла, идёт дождь и т.п.). Так же детей в этом возрасте учат рисовать предметы прямой и круглой формы. Детям предлагается рисовать предметы различной длины, например, «колбаски, дорожки, ленточки» и пр., круглой формы – «одуванчики на лугу, воздушные шары, ёлка, украшенная шарами, светит солнышко» и т.п., четырёхугольные формы – «платочки, салфетки» и т.д. Ближе к четырём годам малышам предлагается  сочетать разные формы в рисунке – вагончики, машины, дома, различные тележки, каталки и т.п. Например, Светлана Юрьевна на прогулке обратила внимание малышей на одуванчики, растущие на поляне. Дети показали одуванчики жёлтые и белые пушистые. Воспитатель прочитала им стихотворение Е. Серовой «Носит одуванчик…». Детям разрешили рвать белые одуванчики, подуть на них и наблюдать, как разлетаются белые пушинки.

роль рисования в эстетическом воспитании детей

Пояснили, желтые одуванчики рвать нельзя, они ещё будут долго цвести и радовать своей красотой детей и взрослых. Вечером дети рисовали одуванчики. На следующем занятии им было предложено украсить лоскут ткани жёлтыми одуванчиками (просто детям дали квадратный лист бумаги), через несколько занятий им было предложено нарисовать небольшую грядку, на которой растут одуванчики. С помощью показа воспитателя и её советов дети прекрасно справились с работой.

Детям от четырёх  до пяти лет уже предлагается рисовать не только дома и тележки, но и  изображать несколько предметов, связывая их единым сюжетом. Например: дом и около него дерево, цветы; дерево, под ним скамейка; машина едет по дороге, а вокруг растут деревья, цветы; цыплята гуляют по траве;  сюжеты на темы русских народных сказок типа «Зайкина избушка» (в лесу); «два жадных медвежонка» и прочее. Вводят в этом возрасте элементы декоративного рисования, предлагая детям украшать готовые формы: сарафан для куклы, чашка, тарелка, чайник, вазочка и т.п. Выполняя подобные работы, дети совершенствуются в умении ритмично располагать элементы  узора, соблюдать симметрию, красиво сочетать цвета. Кроме того, дошкольники знакомятся с народным творчеством и мастерством.рисование как средство эстетического воспитания дошкольников является

В старшем дошкольном возрасте, когда дети более критично относятся к качеству выполнения рисунков, могут заглушиться эстетические чувства и желание рисовать. В этот период важно научить детей рисовать доступными изобразительными средствами. Здесь очень важно умение родителей вовремя подсказать необходимый приём рисования, может быть даже какую-то хитрость. Хочу привести пример из опыта работы воспитателя Эмилии Петровны, которая умела каждому ребёнку подсказать приём, который он точно освоит, и рисунок будет выглядеть по задуманному плану. Детям шести лет была задана тема рисование по рассказу Л. Толстого «Лев и собачка» (любой сюжет). Детям, которым не удавалось нарисовать животное целиком, воспитатель предлагала простой выход – например, лев стоит у стены клетки так, что не видна его задняя часть туловища, т.е. ребёнок рисует лохматую гриву с глазами и носом; собачка лежит мордой к чашке, из которой они со львом едят, и снова дети рисуют только мордочку собачки, которую нарисовать шестилетнему ребёнку несложно. Эмилия Петровна на своём листе показывает, как лучше выполнить тот или иной элемент рисунка. Ведь главная цель таких занятий – изображать эпизод литературного произведения, изобразить сюжет, передать пространственные соотношения, развивать творческую активность, инициативу, выполнять работу аккуратно, правильно подбирать цвета. Очень часто в своей практике работы воспитатель использовала такую тематику для детских рисунков, где  чётко можно увидеть колорит и композицию, используя цвет для передачи выразительности сюжета. Например: «Салют», «Ранняя весна», «Весна красна», «Цветущий луг», «Город (село) вечером», «Дома в снегу», «Цыплята на лугу», «Зимние забавы» и т.д.

роль рисования в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста задачи

Родителям своей группы она часто рекомендовала проводить наблюдения за изменениями погоды и давать творческие задания для рисования типа: первый снег, золотая осень, хмурый день и т.п.

Задачи рисования для дошкольников дома 

  1. Развивать у детей художественное восприятие путём рассматривания любых произведений искусства, понимать содержание этих произведений, а так же воспитывать умение откликаться на красоту создания. Понимать средства выражения художественного образа.
  2. Воспитывать в своих детях эстетическое отношение к окружающим их предметам и пособиям.
  3. Формировать интерес к изобразительной деятельности и умение применять навыки рисования, используя все средства изобразительной деятельности.
  4. Способствовать умению детей правильно изображать формы предметов, цветовые сочетания и пространственное расположение на листе бумаги.
  5. Развивать желание и умение передавать в рисунках явления природы, труд людей, сюжеты из сказок, рассказов, стихов, песен и т.п.
  6. Следить за правильной осанкой детей во время занятий рисованием.

задачи рисования для дошкольников дома

 Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста посредством рисования

Особая роль рисования в эстетическом  воспитании детей дошкольного возраста   принадлежит декоративному рисованию. Познакомившись с местным национальным декоративно-прикладным искусством, дети оценят богатство красок, форм, научатся при помощи взрослых подбирать цвет и прием изображения того или иного элемента узора. Предлагаю примерную тематику для детских рисунков, которые несложно выполнить дома: расписать закладку в книгу, салфетку, коврик для куклы, новогоднюю снежинку, платье, сарафан, фартук для картонной куклы. Можно совместно изготовить или вырезать из картона посуду и сделать красивую роспись на ней и прочее.

Чем богаче впечатления детей, получаемые в детском саду и дома, тем интереснее и богаче его самостоятельная деятельность. Рисование как средство эстетического воспитания дошкольников является одним из основных показателей уровня развития ребёнка, оно даёт представление об объёме навыков, умений, разнообразных художественных впечатлений, который ребёнок получил на протяжении дошкольного периода жизни.

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ