Ручной труд детей дошкольного возраста

Изготовление детьми игрушек и предметов из различных материалов составляет одну из важнейших сторон трудового воспитания старших дошкольников. В то же время этот вид труда развивает у детей воображение, представление, раскрывает творческие способности. Содержание ручного труда тесно связано с конструированием, прокладывает первые шаги к политехническому образованию, что имеет немаловажное значение для последующего образования, а, возможно и для выбора профессии.

ручной труд дошкольников возраста развивает

Ручной труд детей дошкольного возраста развивает различные виды ориентировок, формирует интерес к работе, стремление выполнить начатую работу как можно лучше. В процессе самого труда дети осваивают навыки работы с различными инструментами, простейшими техническими приспособлениями, учатся бережно относиться к материалам, предметам и орудиям труда. На собственном опыте дети  получают первые представления о свойствах материалов.

Материалы для ручного труда дошкольника

  • Бумага — работая с бумагой, ребята начинают понимать, что её можно рвать, резать, склеивать, сгибать. Из бумаги можно делать различные игрушки, закладки для книг, коробочки для фантиков и другой мелочёвки, ёлочные украшения. Например, мама  попросила Нину придумать, какой сюрприз можно сделать и положить бабушке под елку. ручной труд детей дошкольного возраста развиваетДевочка знала, что бабушка любит орехи, но не понимала, как их можно упаковать. Тогда мама предложила ей сделать из старых открыток сундучок  для орех. Они наметили размеры сундучка, Нина разрезала открытки и склеила боковые стенки и дно. Крышку сундучка мама красиво пришила нитками мулюне, вывязав крючком на ней красивую ручку. Получился красивый и приятный сюрприз для бабушки. Важно предлагать ситуации, в которых дети должны решить, что они будут делать. Какие будут использовать материалы, рассчитывать время и способ изготовления предмета. При этом дети используют свои имеющиеся знания: подбор материала, умение оценивать свою работу и  сравнивать её с другими работами, планировать ход работы и прочее.   В работе с бумагой можно использовать такой приём – любая геометрическая фигура делится на несколько частей. А затем части перемешиваются и далее нужно собрать одну фигуру. Чем мельче будут части, тем труднее собрать фигуру. Нам отец всегда, делал плоские фигуры хорошо знакомых предметов (ваза, кастрюля, изображения зверей, птиц), разрезал их и просил, чтобы мы собирали заданный предмет. Это мы уже потом поняли, что он нас так  приучал сидеть, вырабатывал умение думать и работать.

  • Интересен для ручного труда такой материал, как дерево, которое можно пилить, строгать, сверлить, склеивать, сколачивать. В домашних условиях это прекрасное занятие, особенно для мальчиков. Во время работы с деревом дети узнают особенности этого материала, его свойства, измерять детали на глаз, при помощи линейки и т.п.. Ими приобретаются навыки пользования  такими инструментами, как наждачная бумага, пила, молоток, клещи, гвозди и пр.. У дошкольников значительно обогащается  умение выразить свои мысли, формулировать вопросы.  Пример, в детском саду «Подснежник» был объявлен конкурс на лучшее оформление игровых зон. Воспитатель старшей группы на родительском собрании на тему «Ручной труд для детей дошкольного возраста» попросила пап изготовить  мебель  для кукол и убедительно советовала, чтобы дети принимали в работе активное участие. Мальчики Федя и Андрей так увлеклись работой, что приносили деревянные детали в группу и просили воспитателя разрешить им делать поделки. материал для ручного труда дошкольного возрастаСвоим увлечением они заинтересовали многих ребят, и их коллективными усилиями при помощи взрослых  была сделана «электроплита», которую позднее девочки с удовольствием раскрасили, а воспитатель  в конце рабочей недели покрыла лаком. Коллективные работы учат детей  умению ставить цель, совместно планировать ход работы, распределение обязанностей в процессе  деятельности, справляться с трудностями, проявлять настойчивость и усилия для достижения намеченной цели.
  • Работа с тканью – старших дошкольников необходимо научить пользоваться иголкой и ниткой, уметь пришить пуговицу и соединить между собой лоскуты ткани, используя приём шитья «вперёд иголкой». В качестве подарков можно делать открытки, оформлять коробочки, шить мягкие игрушки и т.п. Используя  ручной труд с детьми, взрослые должны помнить, что перед малышами открываются перспективы созидания.

А так же ручной труд детей является одним из первичных источников  трудового воспитания.

материал для ручного труда детей

Использование природного материала

Природный материал для труда – листья, веточки, шишки, кора, коренья, мох, соломка и прочее – позволяют  обогатить знания ребят о разнообразии материала для ручного труда детей.   Ручной труд детей развивает творческие способности, смекалку, активность, самостоятельность, волю, обогащает их словарный запас, а главное, в процессе работы дети фантазируют, у них активно включается в работу творческое воображение.

виды поделок из природного материала

Читайте статьи «Ручной труд в развитии ребёнка», «Художественный труд для детей».

Мудро поступают те родители, которые предоставляют своим детям осуществить свой замысел самостоятельно, поощряя результат работы и подталкивая детей к новым задумкам.  Светлана  Игоревна увлекла свою дочь занятием — изготовление поделок из природного материала и всегда поощряла готовые изделия Кати, оставляя её творческие  поделки из природного материала на самом видном месте в качестве украшения, и говорила: «Пусть постоит, пока ты не сделаешь новую поделку ». Хорошим стимулом для работы детей с природными материалами служит заинтересованность дошкольников  в  приготовлении к праздникам и дарение подарков близким людям.

Advertisement

Комментариев нет

Написать ответ